11.09.2016. Пробег 95 км.
Выход в 07.00. Плотный туман. Набираем высоту.
Приехали в город Чамба (Chamba). Этот город является по совместительству и перевальной точкой. Здесь развилка дорог на Дехрадун, Кедарнатх и Ришикеш. В Кедарнатх мы никак не успеваем. В Дехрадуне уже были. Остается выбрать только Ришикеш.
Поели и вниз. Сбросили почти 1200 метров высоты, и тут же пошел набор до 1460 метров. Туман, как во Вьетнаме, не видать ни зги. Но там было холодно, а здесь, как в бане. Машины едут без включенных фар, даже автобусы. Никакой ТБ, никаких ПДД.
Набрали еще километр высоты. И вот сидим, как ежики в тумане, на последнем нашем перевале в Индии.
До Ришикеша 28 километров спуска по хорошему асфальту.
Катаемся по городу и набережной Ганга в поисках отеля подешевле. В названиях всех отелей, так или иначе, присутствует слово «Ганга».
На набережную свалился целый дом. Вроде и не в высоких горах мы уже. А берега и здесь не укреплены, как положено, даже над многолюдной набережной.
Нашли отель с видом на Ганг за 800 рупий. Днем нет электричества. Это частая проблема во многих поселках и городах.
Успели немного погулять и выяснить, что Ришикеш является священным городом, поэтому здесь совсем нигде абсолютно не продают никакого алкоголя. России тоже не мешало бы объявить хотя бы парочку городов священными.
На берегу Ганги, колесница с Кришной и Арджуной.
Поклонение Ганге проходит круглосуточно.
Вечером начался тропический ливень. Тоже зрелище. Река вспухает на глазах.
12.09.2016. Дневка.
Позавтракали и пошли гулять по Ришикешу. Смотреть здесь решительно нечего. Возможно, мы увидели совсем не тот Ришикеш.
Вот помойные берега, грязной речки, впадающей в Ганг.
Вот туалет посреди оживленной улицы. В этом тоже есть определенный художественный вкус.
Так нескучно эти люди проводят свои дни. Они смогли уйти от материальной деятельности. Счастливчики.
Вся тусовка на берегу Ганга. Храмы, темплы, алтари, статуи Богов. Да далеко ходить не надо. Прямо под нашим отелем на берегу происходит то же, что и в Ганготри.
Но эти люди просто охлаждаются, вроде бы без религиозной подоплёки.
Попробую подробнее описать ритуал поклонения Ганге. После омовения тела и одежд, начинается процедура, похожая на языческий обряд. Сначала адепт зачерпывает воду специальным кувшином и, подняв его вверх, медленно выливает назад в Гангу. Потом он возжигает какие-то специальные огоньки, зачерпывает воду ладонями и почтительно выпивает три пригоршни грязной воды. Потом он долго стоит с закрытыми глазами, сложив ладони лодочкой на груди. Видимо, просит Гангу о благополучии для себя и всей вселенной. Затем еще раз набирает воду и поливает рядом стоящее дерево. После этого упирается в дерево лбом, кланяется дереву. Все вокруг у них священное. Наверное, даже кучи мусора, лежащие рядом тоже священные. Поэтому и не убираются.
А рядом, под другим священным деревом баньян сидят еще с десяток адептов и распевают киртаны. При этом они лепят из теста какие-то колобки, а вылепив их, начинают на них молиться.
С другого края этого же дерева, похожий на колдуна мужичок, благословляет сидящего перед ним юношу. Около часа он брызжет на него водой, посыпает лепестками, при этом непрерывно бормочет. В конце процедуры положил на поднос перед парнем кучу всякой еды. Парень сходил к реке и всю еду утопил в Ганге.
Я попробовал нарисовать картинку, а делать выводы не берусь.
13.09.2016. Пробег 165 км.
Утром очередной тропический ливень. Ждем, пока дождь закончится, и в 06.30 выезжаем из Ришикеша.
Угнаться на равнине за своими неспортивными друзьями я не в состоянии. Поэтому они выставляют меня вперед, а сами тащатся сзади, жгут свой внутренний бензин на низких оборотах.
Наконец-то увидели первый более-менее большой индуистский темпл. И тот не рабочий.
Проезжая мимо города Харидвар (Haridvar), который тоже священный и является одним из пунктов паломничества, увидели сначала Бога Шиву, а потом движняк на берегу Ганга.
Приехали прямо в сердцевину этого столпотворения. Зрелище не для слабонервных. Здесь самое большое в Мире скопление людей из кунсткамеры. Мы видим нищих и увечных от рождения, людей с ногами вместо рук, с руками вместо ног и с тремя головами. Все это кишит над кучами мусора, тянет руки и жаждет исцеления. Они верят, что священная Ганга им поможет. Может быть, и на самом деле поможет? Белым людям совать свой любопытный нос в их духовные дела абсолютно незачем. Но мы сунули и тут же поняли, что надо быстрее уматывать.
После пятидесятого километра и до самого Дели едем по дорогам с разделением встречного движения. Ехать по таким дорогам не напряжно. Трафик, конечно, намного больше, чем в горах, но терпеть можно. Нам опять везет. Сегодня пасмурно, солнце не печет, а духоту разгоняет легкий встречный ветерок.
После сотого километра стали высматривать местечки под палатку или отели. Почти сплошная населенка, мест под палатку не наблюдаем, отели исчезли напрочь. Такого мы представить себе не могли, чтобы на протяжении сотни километров не было отелей, и это в Индии, где в деревне из двух домов, один отель.
В темноте подъехали к большому городу Meroot. Стали появляться фешенебельные отели. Но либо в них нет мест, либо цена за комнату 3000 рупий.
Наконец увидели еще один отель. Подъехали и поняли, что отель еще не достроен. Идет внутренняя отделка. Но на ресепшене уже сидит дедушка. Попросились переночевать прямо на полу на ресепшене. Но нас подняли на второй этаж, в большой вестибюль, предоставили душ. Спали мы на ковриках в вестибюле вместе с индийскими рабочими под жужжание вентиляторов.
14.09.2016. Пробег 78 км.
Денег с нас утром не взяли. Мы отдали гостеприимным индусам остатки своего газа.
В окрестностях Meroot чисто и цивильно. Много людей бегает по утрам.
Весь дальнейший путь до Дели – непрерывная населенка. Индийский движняк таков, что вьетнамский перед ним меркнет. Хаос, шум, велосипеды, велорикши, повозки с быками, автобусы, грузовики, мотоциклы. Расслабиться невозможно ни на мгновение. Но постепенно мы адаптируемся и начинаем чувствовать себя, как рыба в своем косяке. Начинаешь предвидеть, что будет справа, слева и впереди. И дорога сама начинает перед тобой расступаться. Возможно, индусы так и ощущают себя на дороге.
В 10.30. въехали в Дели. Пока ехали по Дели, весь предыдущий путь, в том числе и пятитысячные перевалы, показались цветочками. Но Петя, например, прямо упивался такой ездой. Его этот экстрим захватил, как компьютерная игра. Петя сказал: « Мы прошли восьмидесятый уровень сложности и посвящение в настоящие велосипедисты».
Где по расспросам, где по планшету приехали к станции метро Нью Дели. Отсюда нам послезавтра предстоит на аэроэкспрессе уехать в аэропорт.
Рядом со станцией находится улица Main Bazar. Поехали туда заселяться, ибо там несметное количество отелей. Обошли сотню отелей без окон и с вонючей затхлостью за 1000 рупий. Наконец, остановились в нормальном отеле с балконом и без неприятных ароматов за 700 рупий.
Гуляем по Мэйн Базару, пьем разные шейки и джусы.
В 1 час ночи под окнами раздался барабанный бой и крики. Из переулка высыпала толпа пляшущих детей, а затем и взрослых. Вывезли на телеге красочного своего Бога Ганешу и повезли его по улице вдаль. Барабаны вводят в транс реально.
Велопоход наш сегодня успешно завершен, но я продолжу совсем коротко описывать дальнейшие события, ибо информация эта может кому-нибудь пригодиться.
15.09.2016.
Пешком за полтора часа дошли до одной из основных Делийских достопримечательностей – Воротам Индии (Indian Gate).
Затем на туктуке за 200 рупий поехали в Лотос темпл – знаменитый бахаистский храм.
На метро вернулись назад до станции «Рамакришна ашрам». На улице +100 градусов.
За полтора дня выпили несметное количество мангового шейка в одном и том же киоске недалеко от нашего отеля. Стали завсегдатаями, нас узнают издалека все окрестные индусы, уже знают, что мы идем пить манго шейк. Если есть на небе рай, то там наверняка во ртах его обитателей присутствует постоянный вкус манго шейка.
Вечером опять шествуют барабанные процессии с Богом Ганешей. Народ весь перепачкан в краске с ног до головы - такой обычай.
16.09.2016.
Метро начинает работать в 04.45. К этому времени мы и подъехали к метро. Упаковали велосипеды. Через турникеты нам протискиваться не пришлось. Полицейский нас направил в лифт. Билет на аэроэкспресс стоит 60рупий!!! Идет он минут 20. Интервал его движения 15 минут.
На регистрации пришлось заплатить за велосипеды по 50 евро. Это в переводе 3750 рупий плюс 225 рупий какой-то таксы. Итого 3975 рупий.
В Алматы на такси за 500 рублей доехали от аэропорта до гостиницы «Kuze», которая находится рядом с вокзалом. Нам предстоит прожить здесь двое суток, так как поезд Алматы – Новосибирск поедет только послезавтра. Сутки в этой гостинице стоят 2000 рублей.
На поезде без проблем доехали до Барнаула. Из Барнаула сразу же на такси уехали в Новокузнецк, и через пять часов уже были в объятьях жен и невест.
Заключение.
Мы полностью прошли один из запланированных вариантов маршрута. В спортивном и бытовом смыслах все оказалось чуть легче и проще, чем мы ожидали. В плане тонкого воздействия индийско–гималайской атмосферы на психику мы получили то, что ожидали и даже чуть больше. Конечно, в развитии своего сознания, выше уровня прана-майя мы не поднялись. (Кто знает – тот поймет) Но все же, что-то сдвинулось в наших сердцах в светлую сторону.
Несмотря на многолетнюю закалку, эмоций накопилось очень много. Индия пока не отпускает. И по ночам долго будет сниться один и тот же сон – серпантины, серпантины, серпантины.
Тема Индии нисколько не исчерпана в наших умах. Стало лучше видно, как и куда следует обязательно вернуться.
Пунктик «выводы и рекомендации» я пропускаю, так как вроде бы все достаточно подробно описал в отчете. Но одну рекомендацию все же дам: Не бойтесь ехать в Индию. Ничего там страшного нет вооообще. Ну, разве что сначала немного пугает дорожное движение. Но холодная голова, горячее сердце и чистые руки помогут вписаться в любое броуновское движение и избежать ротовирусных инфекций без предварительных прививок.
Благодарности: