06.09.2016. Пробег 98 км.
В 07.00 стартуем. Уже жарко. Скатились 23 километра до главной дороги Ришикеш – Ганготри. Сбросились до высоты 960 метров.
На пересечении дорог поселок Dharasu. Зашли в первую попавшуюся дхабу, и нас за 200 рупий накормили, вкусно, как никогда.
Едем вверх по реке Бхеджирати (Bhagirathi). Эта река считается истоком Ганга, но Гангом начинает называться после слияния с рекой Алакананда. На карте наша дорога обозначена красным цветом, как main road, и я опасался сплошных полос и движения в два ряда. Но она привычная, узенькая и раздолбанная, с обвалами и сплошным ремонтом.
Едем быстро. Рядом виден бурлящий Ганг.
Пантеон индуистских Богов.
А это Шива.
Просто так, рраз, и дорожка провалилась за 5 секунд до того, как мы на нее заехали. (шутка)
После крупного уездного города Уттаркаши (Uttarkashi) машин почти не стало. Красоты прибавилось в разы. Очень жарко. Я первый раз в жизни отправился в поход в шлеме. До этого я никогда в шлеме не ездил. Но в этом году в нашем близком велосипедном окружении случилось так много падений с разбиванием шлемов и голов, что меня практически уговорили, ехать в шлеме. Первое время у меня было странное беспокойство: Ну, когда же я упаду, и шлем выполнит свое предназначение? Закон Мэрфи должен сработать. Потом привык. Но вот сейчас в жару, голова моя в шлеме не выдерживает температуры, мозги закипают. И шлем приходится снимать. Возможно, это связано с особенностями терморегуляции моей головы. Потому что Андрей с Петей никакого дискомфорта от шлема не чувствуют.
Вот тоже люди никакого дискомфорта от жизни не чувствуют.
Периодически останавливаемся в дхабах пить колу или чай. В этом походе мы очень много пьем колу. Еще в самом начале Андрей провозгласил, что Дмитрий Пащенко в прошлом году ехал по Гималаям на одной кока-коле. И мы как-то стали ее употреблять. Хотя в обычной жизни ее никто из нас вообще не пьет. Может быть, она и правда прибавляет немного энергии, а возможно, действует, как плацебо. Но мы на нее подсели.
После 16.00. прошел освежающий дождик, и дорога сильно запахла ослиной мочой. На Кавказе после дождя пахнет ацетиленом, а в южных Гималаях – ослиной мочой, целебной с точки зрения аюрведы. Ослов на дороге очень много.
Усмотрели первую за сегодняшний день подходящую полянку и поставили палатку по-над Гангом, в сторонке от дороги.
Ведем беседы о стратегиях и тактиках велопоходов. Я излагаю свое кредо: Оно состоит в том, что спортивная составляющая в походе для меня дело пятое. На этом пункте друзья мои ржут и подвергают мой неспортивный принцип глубокому сомнению. Я докладываю, что главное, мол, друзья, в походе - духовная составляющая! Особенно в походе по Индии, особенно по священным местам. Я их обличаю, что сами-то они и есть завзятые спортсмены. Петя вот, вообще, почти профессионал, а Андрей по духу и по повадкам самый, что ни на есть истинный спортсмен.
07.09.2016. Пробег 51 км.
Выход в 06.45. Утро безоблачное, но сейчас очень холодно. Через 1,5 часа стало невыносимо жарко.
Дорога забирается серпантином в гору, и от Ганга мы набираем 500 метров высоты. Но приходится их сбрасывать, опять падать в Ганг. Таких локальных набора высоты еще две штуки. Дорога иногда очень плохая. В июне ее смывало, сейчас, видимо, делают новую дорогу. Вязнем в свеженасыпанном гравии.
Вокруг яблочные сады, все деревья усыпаны яблоками. Вдоль дороги стоят ящики, ждут, когда придут машины и заберут. Раза три просил продать пару яблок, мне давали без денег. Но яблоки оказались совсем не сладкие, как трава.
В 14.00. приехали в Ганготри. Выбрали не самый дешевый отель за 500 рупий, но зато с видом с балкона на беснующийся Ганг.
Теоретически селение Ганготри считается истоком Ганги, но на самом деле отсюда до самого истока Ганги — 19 км пешего пути по красивейшему ущелью до ледника Ганготри. Ледник окружен девятью шеститысячными вершинами. Пойти туда просто так не получится. Надо получать пермит. Раньше исток Ганги действительно находился на месте селения Ганготри, но это было тысячу лет назад. За тысячу лет одноименный ледник Ганготри, с которого берет свое начало великая Ганга, отступил на 19 км, но селение Ганготри до сих пор считается местом пребывания богини Ганги, здесь стоит древний храм богини Ганги, и сюда приезжает много паломников.
Ганготри - небольшой поселок с одной узенькой пешеходной улицей. Оканчивается улочка храмом Ганги.
Вот красивая легендочка:
Когда-то, в незапамятные времена, Ганга была небесной рекой и протекала по небу. Но жил-был один царь, звали его Багирати. Он был настолько праведным, что к его просьбам прислушивались даже боги. Стал он молиться и просить небесную Гангу спуститься на землю, чтобы она своими водами омыла прах его предков и смыла их грехи. Ганга прислушалась к его молитвам — и низверглась с небес. Но чтобы своей мощью она не сокрушила Землю, великий Шива подставил свою голову, и Ганга стекла на Землю по его прядям. Одна струя стекала по одной пряди (река Багирати), другая – по другой пряди (река Алакананда). Затем они соединились в один поток, и с этого места великая река уже называется Гангой.
Поэтому бог Шива изображается с Гангой на голове.
Мы прогулялись среди этих святынь. Видно, что недавно тут был сель, и много чего разрушено.
На берегу паломники выполняют положенные обряды. Омываются в Ганге, стирают свои одежды и тут же развешивают их просушивать. В специальные кувшины набирают воду и затем льют ее назад в реку с высоты поднятых рук. Затем долго возносят молитвы своим богам. Ту хороши бы были объяснения опытных людей. И этих опытных людей вокруг нас много. И они готовы с нами поделиться своими знаниями. Но мы в своем бестолковом невежестве не понимаем языка межнационального общения.
Народ ходит очень колоритный. Без знания невозможно отличить святого аскета, йога, садху от обычного нищего. Вот обычный продавец в киоске. С виду похож на колдуна вуду, но оказался очень добрым и улыбчивым человеком.
Я принялся фотографироваться с местными великими духовными учителями. Раз не могу получить словесные наставления, то хоть так соприкоснуться со святостью.
Вот очень знаменитый саньясин. К нему с почтением обращается множество людей, и он читает им наставления из священных писаний. Его фото даже в Интернете фигурирует.
08.09.2016. Дневка.
По плану у нас были прогулки в окрестностях Ганготри. Утром прогулялись в окрестностях храма, опять отыскались святые люди.
Только вернулись в отель, как меня, вдруг начало трясти. Температура подскочила до 38. Весь день пролежал в бреду и забытьи. Не помогают ни терра флю, ни парацетамол. Ребята прикупили в здешней аптеке индийских лекарств. Вечером съел индийские сиропчики и запил иван-чаем и аспирином. Ночью пропотел и проделал определенную внутреннюю работу по изгнанию недуга.
Материальных причин заболевания распознать не смог. Возможно, причина кроется в духовной сфере. Все-таки мы припёрлись к чужим Богам со своим упакованным внутренним уставом, и могли по незнанию, что-то сделать не так.
Шеститысячники Ганготри.
Андрей с Петей обошли закоулки на противоположном берегу. Отыскали красивейшее место, где Ганг промывает своими струями в скалах причудливые отверстия. И с бешенством устремляется в узкую двухметровую теснину.
Вечером опять Пете приходится клеить дырку в камере.
09.09.2016. Пробег 102 км.
Утром почувствовал себя полноценным гражданином. Поели супчику и в 08.30. поехали вниз. Но ехать полноценно не получается, ибо у Пети случаются постоянные проколы. За день 4 прокола. Все со стороны обода. Но там все в норме, и никаких причин для проколов быть не должно. Не исключено, что причины проколов находятся также не в материальной плоскости.
У Андрея сломалась стойка багажника. Стянули сантехническим хомутом.
В 17.00. приехали в город Уттаркаши. Впервые проехали сотню. Но это был, пожалуй, самый легкий ездовой день. В центре города заселились в отель за 600 рупий.
Вечером сидим на балконе. Пьем напитки, наблюдаем за муравейником внизу. Все смешалось: люди, машины, мотоциклы, коровы, собаки. И никто ни с кем не сталкивается в этом хаосе. В атмосфере витают восточные ароматы.
Мы въехали в зону жаркого климата. Без вентилятора на потолке в здешних отелях не выжить.
10.09.2016. Пробег 80 км.
Долго спим. Потом Петя клеит все свои пробитые камеры. Потом выясняется, что колесо спущено у Андрея. Поэтому старт задерживается до 09.30.
Решили без заправки ЖКТ ехать 27 километров до Dharasu, где была самая вкусная и самая дешевая дхаба. Опять индусы нас узнали, и глаза их лучатся от радости.
А этим людям не позавидуешь, но они тоже улыбаются.
Едем вдоль водохранилища Tehri Dam.
Великая мудрость и доброта заключена в глазах этого старика.
Приходится углубляться в сторону на 5 – 10 километров по многочисленным притокам Ганга с постоянным набором и сбросом высоты в 200 – 300 метров. А у притоков Ганга есть свои притоки, в которые тоже надо углубляться на несколько километров до моста через этот приток. Если посмотреть сверху на траекторию нашего движения, то это будет такой причудливая овальная ромашка, от каждого лепестка которой, отходят еще несколько лепестков.
У на сегодня второй день бесчисленных проколов и обломов сосков. На этот раз колется Андрей. У нас уже не осталось целых запасных камер, все исклеено. Опять добрым словом помянули «Фанспорт». На ремонтах потеряли около четырех часов ходового времени.
Опишу довольно типичную для Индии сценку, характеризующую мировосприятие индусов:
Вот мы возимся на обочине с очередным проколом. Рядом останавливается машина. Как ехала почти по центру дороги, так и встала. Выходят два индуса, спрашивают, не нужна ли помощь, кто такие, откуда? Узнав, что мы из России, начинают хвалить Россию, Путина, рассказывать о том, как много Россия помогала Индии. Просят сделать совместный снимок и всеми силами стараются, чем-то быть полезными. В это время две машины едут навстречу друг другу и утыкаются в их машину и не могут разъехаться. Наши индусы и ухом не ведут. Эти встречные машины тоже не высказывают никакого возмущения, а начинают пятиться задом, выполнять разные сложные маневры, и наконец, разъезжаются. С одной стороны, кажется, что это эгоизм со стороны наших индусов – бросили машину, а она мешает другим. Но с другой стороны мы видим полное хладнокровие, спокойствие и возможно даже взаимное уважение. Стоит машина посреди дороги – значит, так надо. Индусы и в повседневной жизни не меряются, кто круче, не толкаются локтями. И хотя ездят по дорогам без правил движения, агрессивно и зачастую на грани фола или смертельного риска, но не сталкиваться, им помогает только взаимное уважение и беспрецедентная уступчивость.
К наступлению темноты дотянули до какой-то деревеньки и остановились в комнате за 300 рупий. Спать было совершенно невозможно, так как все постели страшно воняли затхлостью. Видимо, в этих комнатах давненько никто не ночевал. Эта проблема затхлости тряпок была и дальше, даже в приличных отелях с чистой постелью. Общая повышенная влажность, наверное, дает о себе знать.