В наше компьютерное время бумажные карты уже почти неактуальны. Но у меня к бумажным картам есть небольшая слабость. При случае я всегда и везде покупаю географические карты интересующих меня регионов. С годами я заметил, что существует такой вселенский закон: Если у меня в столе лежит карта какого-то региона, то через год, через два, через пять лет, я обязательно окажусь в этом регионе.
Когда-то, где-то в дебрях Москвы я узрел ламинированную карту Indian Himalaya с популярными пешеходными треками и по привычке ее купил. Она несколько лет пылилась у меня в столе.
Слишком много всякого накопилось в моем Внутреннем Мире, связанного с Индией. В Индию мне нужно было отправляться строго обязательно и как можно срочнее. И вот время пришло, и черед Индии настал. Я имел железное намерение ехать в этом году, даже если никто не захочет или не сможет разделить со мной удовольствие. Но мои друзья, Андрей Головин и Петя Саенко и захотели и смогли. Андрей привычно взялся просчитывать всю логистику, рисовать треки и маршрутные точки, чем снял с моей души 99% забот.
Над маршрутом мы особо голову не ломали. Сразу было решено, что мы поедем классику: Шринагар – Лех – Манали. Также сразу было решено, что мы исключим все варианты таскания велосипедов по тропам. Были небольшие сомнения, как наши организмы перенесут пятитысячные перевалы, но Андрей просто сказал: «Обкакаемся, обтошнимся, но этот участок проедем». Так все сомнения были с легкостью отброшены.
Этот классический участок здорово описан в отчете похода Павла Красникова «Гималайский экспресс»
В процессе копания глубин Интернета, откопали фильм: «Тайны Гималаев. По следам ведических цивилизаций».
Не скрою, что ведическая тема меня интересует давно. Так мы прониклись идеей посетить священные для индуистов места, Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх и Бадринатх. Паломничество к этим четырём святыням называется Чота-Чар-Дхама. И оно у индусов равноценно хаджу в Мекку у мусульман, паломничеству в Иерусалим или на Афон у христиан. Загвоздка была в том, что для посещения этих святынь невозможно выстроить ни линейный, ни кольцевой маршрут. Возможны только радиальные, более чем двухсоткилометровые выезды с постоянным набором высоты. Я хорошо понимал, что очень маловероятно, что мы успеем посетить их все. Было сразу определено, что в Ямунотри и Ганготри мы едем обязательно, а остальное на усмотрение многочисленных индуистских Богов. В общем, вторая часть предусматривала различные варианты исполнения. И кстати, при выполнении этого минимального замысла получалось, что мы побываем практически в истоках трех великих Индийских рек Инда, Ганга и Ямуны.
Еще такой случился казус. Изначально мы планировали все это дело проехать в седле. Прикинули, что 45 дней нам хватит, чтобы от всех этих святынь начало подташнивать, да еще и в Агру с Тадж-Махалом заглянуть. При попытке купить билеты выяснилось, что если покупаешь билеты обратно более чем через 30 дней, цена билета возрастает почти в два раза. Мы пробовали всякие разные календарные периоды. Бесполезно. Завышенная цена выскакивает, как только время пребывания в Индии превышает 30 дней. Поэтому мы, не мудрствуя, купили билеты на 30 дней. Придется часть пути проехать на перекладных. И Тадж-Махал пришлось отложить до лучших времен.
Но самое неожиданное изменение нашего план-графика ждало нас в Шринагаре. Оказывается, в Шринагаре военное положение, комендантский час и прочие страсти. Сразу по прилету мы попали в небольшой переплет, о котором подробнее будет рассказано ниже.
Добираться до Дели из Новокузнецка удобнее всего и дешевле всего через Алматы. Мы долго отслеживали падение цен на билеты, и когда цена упала до 18000 рублей, нервы наши не выдержали, и мы взяли эти билеты. Случилось это еще в марте. Но уже через месяц цена была 15000 рублей. Немного мы поспешили. Летели компанией Air Astana. За перевозку велосипедов пришлось заплатить 2000 рублей при перелете в Дели и 50 евро при перелете обратно в Алматы. Зато не надо было заморачиваться с уменьшением веса и объема рюкзаков. Просто сдали их в багаж. Компания Air Astana нам в целом понравилась. Ни в какой другой компании так вкусно не кормят.
Перелет Дели – Шринагар компанией Indigo обошелся нам в 4000 рублей. Плюс 1000 рупий за провоз велосипеда.
Визы получали через Московский визовый центр. Анкеты заполнили с помощью нашего близкого друга Алексея Менькина, который несколько лет жил в Индии. И даже год колесил по ней на мотоцикле. Визу он получал много раз, и идеальный образец заполнения в ноутбуке у него был. Выслали все необходимые документы в Москву моему сыну. Впечатления сына от подачи документов: Визовый центр очень похож на базар. В наших идеально заполненных анкетах нашли ошибки. Их исправляют тут же за 300 рублей. Так что о правильности заполнения анкеты можно особо не париться. Все равно найдут ошибки и за деньги исправят. Страховку он оформил на нас там же, причем торговался изо всех сил (он это любит и умеет) и снизил цену страховки на треть. Оказалось в один день нельзя подавать документы на трех человек, но он уговорил (Также любит и умеет). Оказалось, что незаверенные нотариусом доверенности годятся только для меня, как для ближайшего родственника. А доверенности на Андрея и Петю должны быть заверены нотариусом. Но и эта проблема решилась тут же всего за 500 рублей. «С индусами было весело. Никакой официальщины, общение легкое, на основе взаимной симпатии» - Слова моего сына.
Визы вместе со страховкой и пересылкой документов обошлись нам: 4300 мне и по 4800 Андрею с Петей.
По совету Алексея Менькина никаких прививок мы не делали.
Немного забегая вперед, скажу, что с водой проблем мы не испытывали нигде. Пили везде из чистых ручьев, водопадов, родников, наполняли свои бутылки в дхабах. Ни у кого, ни разу не было никаких проблем с ЖКТ.
О питании: Ни разу нам не пришлось сказать сакраментальную фразу: «Ноу спайси». Мы с аппетитом съедали все, что нам подавали в дхабах и кафешках. Да, немного остро, но вполне съедобно и чаще всего, очень вкусно. Мясо ели считанные разы в начале похода, но и потребности в мясе абсолютно не испытывали. На горелке готовили рис и макароны, либо с консервой тунца, либо со сливочным маслом. В каком-то отчете прочитали, что макароны в Индии можно назвать макаронами очень условно. Ничего подобного. Великолепные макароны, ничем не отличаются от наших. Покупали курагу и урюк, варили компот. В общем, ассортимент в магазинах по нашим меркам вполне достаточный. Картошка, лук, морковь, помидоры, баклажаны есть во всех боле менее средних поселках. Бананы также есть почти везде. Мы их всегда везли и подпитывались на подъемах. Никогда и нигде в магазинах и кафе не торговались и цену предварительно не спрашивали. Цены и так вполне приемлемые. Средний обед нам обходился в 250 – 300 рублей на троих. Средний отель нам обходился в 500 рублей на троих. Но в отелях мы торговались почти всегда. И всегда снижали и так невысокую цену.
Об индусах: Очень сложно сухо, без эмоций и коротко рассказывать об этом народе. Подробности ниже по ходу повествования. А пока в двух словах – в массе своей это лучшие человеческие экземпляры, которые мы пока что видели на своем веку.
В итоге вот такая у нас получилась
Нитка маршрута:
- велосипед
- такси и автобус
Srinagar (такси) – Sonamarg – пер. Zoji La (3555м) – Kargil – пер. Namika La (3833м) – Bukharbu – пер. Fotu La (4100м) – Lamayuru – Leh – пер. Tanglang La (5328м) – Pang – пер. Lachung La (5080м) – пер. Nakee La (4948м) – Sarchu – пер. Baralacha La (4928м) – Darcha – Keylong - Khoksar – пер. Rohtang La (3977м) – Vashisht – Manali (автобус) – Dehradun (автобус) – Vikasnagar (автобус) – Barkot – Yamunotri – Barkot – Uttarkashi – Gangotri – Rishikesh – Haridvar – Delhi.
Треки:
Согласно gpsies.com набор высоты получился неправдоподобно большой. Набор высоты по навигатору, наверное, более достоверен.
Набор высоты: Согласно показаниям навигатора Garmin Dakota 24170 м.
Сброс высоты: Согласно показаниям навигатора Garmin Dakota 25930 м.
Общий километраж: 1667 км.
Сколько там грунтовок, сколько асфальта, подсчитать абсолютно немыслимо, даже если специального бухгалтера зафрахтовать. Потому что асфальт и грунт чередуются постоянно, абсолютно хаотично и непредсказуемо. Бывает, что там, где вчера был асфальт, сегодня и следа от него не осталось.
Сроки похода: 20.08.2016. – 14.09.2016.
Продолжительность: 26 дней.
Из них ходовых дней – 21.
Дневок – 4.
Одна дневка и ночевка в салонах трех автобусов за дневку не считается.
Участники:
Слева направо: Андрей Головин, Пётр Саенко, Николай Белых
Краткое описание путешествия.
17.08.2016.
До Алматы добирались поездом Новокузнецк – Бишкек. Причем за две недели до нашего старта мы провожали Андрея и Ирину Басалаевых в поход по Тянь-Шаню. Они уезжали на этом же поезде. И вот мы садимся в поезд к тем же самым проводникам. Они нас помнят и ждут. Это хороший знак. За провоз велосипедов в нероссийских поездах пока денег не берут.
Утром приехали в Алма-Ату, вернее в Алматы. Так теперь называется этот красивейший город. Вылет у нас завтра утром и в нашем распоряжении целые сутки. На такси едем в аэропорт. Возле аэропорта мы на «Букинге» забронировали апартаменты. Через дорогу от наших апартаментов гостиница «Аксункар». В этой гостинице шикарная столовая, в которой мы недорого и очень вкусно поели. (Может, эта информация кому-нибудь пригодится)
На автобусах с пересадками едем на Медео, а оттуда поднимаемся на маршрутке до Чимбулака. Пешком поднимаемся до отметки 2800 м. Уже пошли элементы будущей акклиматизации.
Алматы – замечательный город сам по себе, так еще в нем живут самые красивые в мире женщины, как казашки, так и русские.
18.08.2016.
От нашего отеля до аэропорта всего метров 150. На регистрации пришлось заплатить за велосипеды 10000 тенге, что в переводе значит 2000 рублей.
Надо сказать, что недели за две до нашего вылета в штате Джамму и Кашмир начались беспорядки. Там перестреляли кучу народа. И мы об этом знали. Но билеты-то давно куплены. Да и за две недели теоретически все могло бы утрястись.
Первый тревожный звоночек прозвенел в Дели на паспортном контроле. В самолете, заполняя иммиграционную карту, мы сдуру в графе место остановки в Индии, указали адрес какого-то отеля в Шринагаре. Паспортный контролер показал всем остальным контролерам мою писульку. Смотрите, мол, придурки в Шринагар собрались. Чего-то еще мне толкует по-английски. Но по-английски я могу только немного говорить. А понимать почти совсем не могу. Лепечу: «I have ticket to Srinagar». Сам морально готовлюсь к худшему. Но чиновник поставил свой штамп и махнул рукой, иди дурак, делай что хочешь.
Никаких очередей на паспортный контроль не было. Багаж тоже уже лежал возле ленты и ждал нас.
Изначально вылет в Шринагар должен был быть через 5 часов после прилета в Дели. Но за неделю до вылета наш рейс перенесли на 2 часа раньше. Нам на выбор предложили несколько других рейсов. Мы не рискнули лететь с разницей в 3 часа, боялись не успеть. Теперь видим, что боялись зря. Мы бы вполне успели. И вот теперь придется сидеть в аэропорту Дели 16 часов.
Поменяли по 100 долларов по бандитскому курсу 1 – 61. В дальнейшем, в Лехе и в Манали мы меняли по курсу 1 – 65, а в центре Дели и вовсе 1 – 68.
В Шринагар надо вылетать из другого терминала D – 1. Но насколько мы знаем, туда запускают за 3 часа до вылета. Поэтому мы пока расположились здесь. Коротаем время на неудобных креслах между зоной прилета и улицей. Круглосуточно играет индийская народная музыка с песнопениями. Часа 3 было приятно, затем стало бить по мозгу.
В аэропорту очень много военных. Вдоль стен, метров через сто стоят броневые листы, за которыми прячутся готовые к бою солдаты. Много их также курсирует по аэропорту во всех направлениях. Вооружены и экипированы серьезно. Иногда мимо нас проходят целые отряды в 2 десятка человек.
19.08.2016. Приключения в зоне боевых действий.
В 1 час ночи стартовали со своих надоевших скамеек. Выходим на улицу. После холодного кондиционированного аэропорта на улице, как в бане. Влажность процентов 100. И температура +36. Где-то должен ходить бесплатный экспресс в терминал D-1. У выхода из аэропорта столик с полицейскими «desk help». Обратились туда. Они нам выдали какие-то бумажки и показали направление, где искать экспресс. Остановку мы отыскали и загрузились в автобус. Автобус набился битком. Водитель проталкивался и собирал с пассажиров деньги. Мы предъявили свои бумажки, и с нас он денег не взял.
Сдали велосипеды в багаж, заплатив дополнительно по 1000 рупий недружественной к велосипедистам компании Indigo.
Во время досмотра ручной клади трое военных, узнав, что мы из России, пожали нам руки, много шутили и улыбались. Но это не помешало им очень тщательно перетряхнуть наши рюкзаки. (В дальнейшем очень часто индусы с чувством пожимали нам руки, узнав, что мы из России).
И вот мы в Шринагаре. Из самолета уходим последними. В аэропорту ни единого пассажира, только трое полицейских. Какой-то шустрый мужичок приглашает нас к стойке, чтобы заполнить какие-то анкеты. Видя наши затруднения с английским, практически все за нас заполняет сам
Выходим на улицу и за углом начинаем собирать велосипеды.
Никакая толпа вокруг нас не собирается. К концу сборки подошли человека 4. Сдержанно смотрят. Иногда пытаются сказать, что ехать нельзя. На вопрос: «почему»? Отвечают, что-то типа: «Опасно, камни падают». Очень похоже на какой-то развод на деньги. Мы пока напряжены и очень подозрительны. (Дома от друзей, путешествовавших по Индии бэкпэкерским способом, мы наслушались историй о криминальных случаях, случившихся с ними)
Затем подходит очень важный толи военный, толи полицейский в чине не менее бригадного генерала. Он забирает наши паспорта. И объясняет, что ехать по городу нельзя. Мы спрашиваем, можно ли идти ногами? Нет, ногами тоже нельзя. Только на такси. Без паспортов мы марионетки. Делай с нами, что хошь.
Этот генерал сажает нас в джип, загружает туда наши велосипеды и отправляет с нами младшего офицера. За такси придется отдать 700 рупий. Серьезность ситуации мы начинаем понимать, когда видим, как укреплен выезд из аэропорта. Мешки с песком, колючая проволока, пулеметы, и т.д.
В городе то же самое. На улицах ни души. Через каждые 100 – 200 метров блок посты с теми же мешками, путаной егозой через дорогу и пулеметами. Везде нас останавливают, и сопровождающий офицер объясняет, что везет русских туристов в Tourist police office. Хоть что-то становится нам понятно.
Заходим во дворик туристической полиции. В центре дворика на стуле сидит полицейский с винтовкой. Он тоже здоровается с нами за руку, и сразу же ошарашивает меня вопросом: «Are you boxer»? И изображает бой с тенью.
Вообще, мы чувствуем, что люди вокруг нас все доброжелательные, что-то пытаются сделать для нас. Но из-за своего незнания английского мы страшно тупим. Понимаем только, что здесь война, Ни отели, ни магазины не работают, дороги закрыты до Леха, ехать на велосипедах нельзя и можно ехать только на такси.
Появляются какие-то гражданские «помогалы», которые готовы за большие деньги отвезти нас в Лех и сейчас готовы предоставить нам комнату для отдыха тоже за немаленькие деньги. Мы потихоньку расслабляемся, тем более что часовой с винтовкой все время нас подбадривает: «Don’t worry, don’t worry» Постепенно выясняется, что дорога закрыта не до Леха, а до Каргила. Уже легче.
Затем приходит молодой, очень приятный мужчина в гражданском. По тому, как к нему относятся, сразу видно – большой начальник. Нам с придыханием говорят, что он начальник этой туристической полиции! Мы поднимаемся с ним в его кабинет на втором этаже. Ему приносят отглаженную форму. Он вышел на две секунды и вернулся уже другим человеком в форме и при погонах. Он умница, строит фразы так, чтобы мы понимали без вариантов. И беседа налаживается. Он узнает у нас все, что хотел узнать. И мы узнаем, что дорога закрыта только до Сонамарга. От Сонамарга можно спокойно ехать, хоть куда. От Шринагара до Сонамарга всего 80 километров. Еще легче на душе. Спрашиваем, можно ли уехать до Сонамарга на автобусе? Отвечает нельзя. Почему, непонятно.
Потом мы едем с ним на машине к еще более важному начальнику всей полиции Шринагара. Едем только потому, что там есть Интернет. Начальник полиции, наверное, сикх, потому что в чалме и небритый, есть ли кинжал за поясом – не видно. Он пишет на компьютере английский текст и переводит его на русский. Странно, но я понимаю уже английский текст и переводчик фактически не нужен. Он нам пишет, что сейчас мы проведем день в доме у какого-то человека за 1000 рупий. В 22 часа этот человек приведет нас назад в полицейский офис. В 00 часов за нами приедет джип и отвезет нас в Сонамарг за 2500 рупий. Нам не остается ничего другого, как принять все эти условия. Торг тут явно не уместен.
Возвращаемся в полицейский офис, и молодой начальник просит нас написать отзыв о том, как здорово нам помогли в полиции. Я написал сначала на русском, а потом уж не знаю, каким образом, но смог на английском изобразить почти то же самое. (Наверняка с кучей ошибок).
Вскоре за нами приходит тот самый «помогала», который хотел увезти нас в Лех. Он ведет нас к себе домой. Дом это такая большая лодка, качающаяся на речных волнах, пришвартованная к берегу. С первого взгляда, кажется, что в такой хлупе на волнах, должны жить очень бедные люди.
Но внутри все симпатично и интересно. Резная старинная мебель. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, это называется «колониальный стиль». Хозяина зовут Гулам. Он рассказывает, что раньше был гидом, водил импортных туристов в разные треки в районе Занскара.
На противоположном берегу мечеть. Оттуда доносится заунывный медитативный голос муэдзина. Мы сразу же вырубились под потолочным вентилятором, все-таки сутки не спали.
На таких кроватях из красного дерева у нас спят, наверное, только олигархи. А в Индии такие кровати доступны всем.
В 18.00 Гулам нас разбудил на обед и ужин одновременно. Последний раз мы ели в самолете из Алматы, то есть более суток не жрамши. Поэтому рис с далом показались нам необыкновенно вкусным. И мы все уплели, несмотря на ощутимую остроту.
Назад в полицию он нас ведет уже по темным улочкам. Периодически нас останавливают военные, и Гулам с ними объясняется. Уже прямо возле полиции подходят несколько военных, и какой-то высокопоставленный офицер снова требует объяснений. Между военными и полицейскими происходит какая-то перепалка. Видно, что военный подавляет полицейских. Затем из полиции выходит заспанный дежурный полицейский офицер в таком же звании, как и военный. Тон разговора сразу же снижается. Мы понимаем, что военный толкует, что нам ехать в ночь в Сонамарг нельзя, что нужно ехать утром. Он пытается это донести и до нас на английском. Но полицейский офицер настаивает, что нам надо обязательно ехать именно в ночь. В чем там подоплёка мы, конечно, не понимаем. Полицейский в споре побеждает, и военный желает нам удачи и уходит.
В 1 час ночи за нами приезжает джип, и водитель сам грузит наши велосипеды в страшной спешке. Он буквально их забрасывает на багажник, как будто за нами погоня. Срывается с места и гонит по пустынным темным улочкам, не притормаживая на виражах. Мы понимаем, что для такой гонки есть какие-то веские причины. Что это за причины, нам неведомо.
На выезде из города мы вдруг резко остановились. Рядом стоят еще несколько точно таких же джипов. Водитель вышел общаться с соседними водилами. Минут через 20 непонятного стояния, вдруг, все водилы побежали к машинам, резко поехали в обратном направлении, покружили по улочкам и опять вся армада джипов выстроились в ряд на какой-то площадке. Спрашиваю нашего водителя: «Is it problem?» Он улыбается и отвечает: «No problem». Ну, думаю, раз улыбается, может, и правда нет проблем?
Но еще дважды за ночь вся колонна по какому-то невидимому сигналу срывалась с места и передислоцировалась на другой пятачок. Вот сиди и думай. Что там происходит? Кто кого куда не пускает? То ли правительственные войска не спят, то ли террористы – повстанцы не дремлют.
Только в 05.30. утра мы по-настоящему поехали в Сонамарг. Причем на блок посту нас завернули совсем в другом направлении, чем остальные машины. Опять сомнения терзают, туда ли нас завернули? Сомнения рассеялись, когда мы выехали на трассу с указателем расстояний до Сонамарга и Каргила. В 07 утра мы в Сонамарге (Sonamarg). И между тем уже наступил следующий день.
Что мы потеряли? Мы не увидели в Шринагаре волшебное озеро Дал, сплошь покрытое лотосами, не прокатились по нему на лодочке. Мы потеряли педалирование этих 80 - 90 километров до Сонамарга. Но, как мы увидели, дорога шла по сплошной населенке. А приобрели мы интересное приключение в зоне военных действий, которое уже точно никогда не забудется.
20.08.2016. Пробег 70км.
Ну, наконец-то мы сядем в седло, и начнутся другие приключения, не военного, а походного характера.
Собираем велосипеды, завтракаем тут же в кафе. В этом же кафе закупили сразу 15 маленьких лепешек кашмирского хлеба. Это были самые вкусные лепешки за все время в Индии. Они не черствели и долго сохраняли свой вид и вкус.
В 09.30.стартуем. Сразу же вверх на перевал Zoji La.
Иногда машины останавливаются, и индусы просят сделать совместное фото.
Едем ни легко, ни тяжело. Погода ни теплая, ни жаркая. Дорога ни хорошая, ни плохая. Временами даже брусчатка.
Дорога постоянно заваливается камнями сверху с неукрепленных отвесных стен и постоянно обваливается вниз в также неукрепленные пропасти. Плюс постоянно размывается множеством водопадов. Поэтому всюду идет перманентный ремонт этих обвалившихся, завалившихся и размытых участков. Масштаб гор чувствуется даже здесь, пока еще не в самых высоких горах. Совсем другие ощущения, чем скажем, на Тянь-Шане или Кавказе.
Через 24 километра мы на перевале высотой 3555м.
Очень холодно. Игнорируем приглашение индусов зайти в палатку, перекусить. Сразу уезжаем вниз.
Спускаемся до поселка Gumri. В каждом поселении расположена военная часть, которая по площади, как правило, намного превышает площадь самого поселка. Часто на примыкании военных полигонов к дороге располагаются армейские кафе. Мы убедились, что кормят там вкусно и прямо уж совсем никуда не годно, как дёшево. Сейчас у нас первый опыт перекуса в таком кафе. Попили кофе, чай масала, закусили остренькими сомосами. Сомоса – это такой вкусный пирожок с чем-то растительным и острым. Сомосы мы ели часто, и вкус их всегда был разный. (Ассоциируется с таджикской самсой, только та с мясом и луком)
Спускаемся с Zoji La. Периодически асфальт внезапно обрывается, начинается гравийка. И также внезапно асфальт возникает вновь.
В какой-то момент на дорогу выскочили с десяток грязных, оборванных ребятишек. А я по совету Алексея Менькина взял специально на подарки детям всяких значков, монеток, ручек и прочей дребедени. Хотел выдать деткам по значку, но они моментально стали лезть своими цепкими ручонками во все мои карманы и сумки. Через секунду все застежки и пуговицы оказались расстегнуты, и сам я, чуть не растерзан на мелкие кусочки. Мне пришлось просто выпустить из рук мешок с дребеденью на драку-собаку, а самому срочно давить на педали изо всех сил. В дальнейшем я старался общаться с детьми очень осмотрительно. Но такие дикие детки больше и не попадались.
Приехали в большой поселок Drass. Закупили на базаре всякой еды.
Вот они сомосики. Как видно, разнообразия пищевых продуктов хватает.
Бензин в Шринагаре мы естественно не смогли купить, и заправок на нашем пути от Сонамарга до Каргила не будет. Поэтому сегодня вечером и завтра утром еду будем запивать кока-колой.
На ночевку встали за поселком Драсс на берегу одноименной реки. Высота ночевки 3062 метра. Никаких недомоганий и признаков горной болезни сегодня не испытывали.
Палаточка у нас новая, просторная, сверхлегкая, удобная и страшно дорогая, американской фирмы MSR . Палаткой нас спонсировал заботливый партнер всех городских рыбаков и велосипедистов – магазин «Робинзон».
21.08.2016. Пробег 58 км.
Утром долго возились с гнутыми дисками. У меня оказывается, вчера совсем колесо не крутилось, у Андрея почти не крутилось. Хорошо, у Пети руки золотые и нервы железные. Все нам с Андреем выправил, и колесики завертелись.
Дорога - великолепный асфальт вниз по реке Драсс.
Гуркхи это колониальные войска Британии и Индии, состоящие из непальских добровольцев.
Возможно, этот боевой плакат гуркхов остался еще со времен британского владычества. Или уже новые индийские гуркхи постарались.
В садах видны деревья, усыпанные абрикосами. Их и продают у дороги. Через 51 километр мы в Каргиле. Закупили бензин, за литр отдали 77 рупий.
По плану наш дальнейший путь должен проходить, как и у Павла Красникова через перевал Hamboting La на реку Инд. Для этого нужно получить пермит. Едем искать DC office. Точка этого офиса у нас в навигаторе забита. Не доехав до этой точки, видим надпись Residence Deputy Commissioner.
Вроде бы нам сюда. Но там сонное царство. Какие-то два чувака играют в нарды и совсем не понимают, что нам надо. Потом приходит мальчик, который говорит по-английски. Он объясняет, что нам надо ехать в какое-то другое место. Решаем ехать до точки в навигаторе. Через километр приехали к зданию с такой же надписью. Но там кроме сторожа никого. Сегодня воскресенье и офис естественно не работает. Вот дилемма: остаться до завтра и пробовать получить пермит, или гнать дальше по трассе? Неизвестно, где счастье найдем.
А тут рядышком отельчик, и нас уже туда настойчиво зазывают, вай фаем соблазняют. Решаем пробовать воплощать план максимально. Заселяемся в отель и идем гулять по Каргилу. В центре столпотворенье – сегодня базарный день.
Первые, чисто внешние, впечатления от наблюдения за индусами. Большинство мужиков с серьгой в ухе. Причем серьга бывает и в левом, и в правом ухе. Может быть, это и ничего не означает? Два парня могут идти, взявшись за руки. Это тоже, возможно, ничего не означает. Мужики могут вполне беззаботно на ходу почесать гениталии или прямую кишку. Все натурально. Зачесалось – почесал. Еще мужики в солидном возрасте часто красят свои лысеющие шевелюры хной в темно-рыжий цвет. Это повальная индийская мода.
Обменных пунктов в Каргиле нами обнаружено не было. В банках валюту не меняют. В ювелирные лавки мы не заглядывали. По расспросам полицейских обменник есть в каком-то особом банке, но непонятно где.
Наткнулись на дхабу с очень вкусными пельмешками мо-мо с мясом. На базарах величайший выбор овощей и фруктов. Купили груш, бананов и кураги для компота.
Вечером общение с женами в скайпе.