Горные
Равнинные
Запланированный и реально пройденный маршруты имеют отличия в связи с травмой одного из участников. Сведения о нитках маршрутов см. на с. 6–7.
№ |
Статья расходов |
Сумма, руб. |
Примечания |
|
На одного чел. |
На группу |
|||
1. |
Билеты на поезд до места старта Новокузнецк – Алматы |
4 500 |
9 000 |
Билеты были куплены заранее |
2. |
Билеты на автобус с места финиша Балыкчы – Бишкек |
500 |
1000 |
Из-за травмы одного из участников маршрут был сокращён |
3. |
Билеты на автобус Бишкек – Алматы |
700 |
1 400 |
Планировалось посмотреть Алматы |
4 |
Билеты на автобус Алматы – Новокузнецк |
2500 |
5 000 |
Не смогли купить билеты на поезд |
5 |
Питание на маршруте, мелкие расходы, топливо для горелки |
4 000 |
8 000 |
Кофе, столовые, покупка продуктов в посёлках |
6 |
Проживание в гостиницах в городах Каракол, Бишкек, Алматы, в юрте на источнике Бар-Булак |
3 500 |
7 000 |
Каракол, Бар-Булак – 1 ночь, Бишкек 2 сут., Алматы 3 сут. |
7 |
Билеты на посещение национальных парков, музеев |
700 |
1 400 |
Чарынский каньон, музей Пржевальского, музеи в Бишкеке и Алматы |
8 |
Горячие источники, минеральные ванны, грязи |
500 |
1 000 |
Джети-Огуз, оз. Кара-Кол, источник Бар-Булак |
|
ВСЕГО (*) |
16 900 |
33 800 |
– |
№ |
Наименование |
Количество, шт. |
Примечания |
1 |
Палатка «Пик-99» 2-местная |
1 |
|
2 |
Мультитопливная горелка Primus Omni Fuel |
1 |
|
3 |
Кастрюли ёмкостью 2,1 л |
1 |
|
4 |
Ремнабор |
1 |
Съёмники, ключи, 2 запасные покрышки на группу, 1 задний переключатель на группу, 4 спицы и др. |
5 |
Газ в баллонах по 220 г |
2 |
Везли из дома три баллона докупили в посёлках |
6 |
Спички, зажигалка |
|
|
№ |
Наименование |
Количество, шт. |
Примечания |
1 |
GPS Garmin eTrex20 |
1 |
Ежедневно в режиме «on», выключался на ночь. |
2 |
Фотоаппарат Panasonic Lumix TZ20 |
1 |
Функция видеосъёмки не использовалась. |
3 |
Экшн-камера Sony HDR-AS20V в боксе |
1 |
За 16 дней снято около часа видеоматериалов. |
4 |
Велокомпьютеры Vetta100, Vetta RT233 |
2 |
Учитывались показания в отчёте c Vetta100. |
5 |
Внешний аккумулятор MI mAh 10 000 |
1 |
Подзарядка экшн-камеры |
|
|
№ |
День пути |
Пострадавший |
Травма |
Принятые |
Примечания |
1 |
2 |
Оба участника |
Приступ высотной болезни на плато Асы вечером (после прохождения перевала Ой-Жайлау) |
Ударная доза диакарба (по инструкции) |
Приём диакарба надо начинать заблаговременно, перед подъёмом. У нас на следующее утро была слабость, но состояние стало вполне рабочим |
2 |
9 |
Басалаева Ирина |
На спуске с первопройденного «Кумысного» перевала – падение, сотрясение мозга |
Вынужденная днёвка, затем серия вынужденных полуднёвок. Обращение за врачебной помощью в районную больницу в г. Боконбаево. Рентген, приём лекарств по рецепту |
Серьёзность травмы потребовала изменения маршрута и сокращения длительности до 16 дней. |
3 |
10 19 |
Басалаева Ирина |
От выпитого у добрых чабанов кумыса – кишечное расстройство |
Лечебное голодание, обильное питьё |
Мучилась больше недели. Мораль: не пейте невкусный кумыс! |
Басалаев Андрей
Басалаева Ирина
Мы оцениваем наш велопоход 2016 г. как рекогносцировочный. Нам удалось выполнить только первую часть запланированного маршрута. В самом начале второй части из-за серьёзной травмы Ирины, то есть половины нашей группы, мы вынуждены были перейти на аварийный вариант. Тем не менее мы не сошли с маршрута, продолжив движение и проделав ещё 200 км пути. Мы даже сделали небольшое велопервопрохождение.
Ситуация, изменившая наши намерения в походе, нас не особенно расстраивает. Любое путешествие находится во власти многих случайностей и непредсказуемых обстоятельств, так что и П. П. Семёнов, по следам которого мы шли, тоже только со второго раза смог зайти в пределы манившего его Тянь-Шаня, а Н. М. Пржевальский так и вовсе не достиг вожделенного Тибета за все свои четыре грандиозные попытки.
У нас получилась познавательная велоразведка, а в обозримом будущем – если духи Высокой Азии будут к нам благосклонны – мы планируем вернуться, чтобы решить свои задачи на Тянь-Шане. Для велотуристов, живущих в Западной Сибири (*), это идеальный прогулочно-познавательный маршрут, бюджетный, несложный и очень красивый.
Выполненный маршрут даёт нам основание оставить некоторые рекомендации для тех, кто решит пройти свои веломаршруты в местах, посещённых нами, и примерно в то же время года. Вот они:
1. По проектированию маршрута
На маршруте много асфальта, которого не избежать, если вы хотите близкого общения с Иссык-Кулем. Имеет смысл подумать об автопроброске, иначе будет неизбежно ваше мучительное соседство с автолюбителями, которые в Кыргызстане – особенные.
2. По снаряжению
Печальный опыт этого велопохода дал нам понять, что велошлемы в таких походах НЕОБХОДИМЫ.
3. По питанию
Друзья, если вы любите кумыс, но он почему-то вам не пошёл, НЕ ПЕЙТЕ КУМЫС!!!
4. По передвижению в пограничных районах
Мы пересекли государственную границу четырежды: российско-казахстанскую в поезде, когда забрасывались в Алматы, казахстанско-кыргызстанскую на погранпереходе в Каркыре, и кыргызстанско-казахстанскую и казахстанско-российскую на автобусном маршруте в Ак-Жоле. Первые три пересечения были для нас почти незаметными, но вот переход границы в компании пассажиров, как выяснилось, гастарбайтерского по сути автобуса было сущим мучением. Мы потратили на него 6 часов жизни и испытали не самые приятные эмоции, наблюдая за досмотром других пассажиров, – он граничил со шмоном (чудом мы сами не попали под шмон). В этой связи мы бы не желали никому из коллег-велосипедистов попасть в подобную ситуацию. Судя по всему, в этой точке разумнее переходить границу на автомобиле или своим ходом, а может быть, вообще лучше построить маршрут так, чтобы этот переход миновать. Впрочем, мы допускаем, что наша ситуация была не типичной для этого перехода. Пока мы ждали, в очереди носился слух о том, что накануне тут пытался пройти кто-то с оружием, и по этой причине началось «усиление».
5. По контактам с местным населением
Никаких проблем, наоборот – завязывались дружеские контакты, люди и в Казахстане, и в Кыргызстане очень внимательны, добры и ненавязчивы. Мы старались им соответствовать.
Мы не выполнили весь запланированный маршрут. Но что говорить о нас, когда даже таким зубрам, как Семёнов и потом Пржевальский, не удавалось с первого раза сделать то, что они планировали – вмешивались обстоятельства сверх этих планов. Один только со второго раза (в сезон 1857 г.) проник в собственно Тянь-Шань, другой же так и не достиг своей мечты – Лхасы, умерев в момент старта своей четвёртой экспедиции в её направлении. А мы ещё вернёмся!
Работы П. П. Семенова
Литература
Фотографии из велопутешествия в высоком разрешении и в большем, чем вошло в отчёт, ко-личестве доступны в альбоме: https://www.facebook.com/irina.basalaeva.5/
media_setset=a.1103468576446446.1073741832.100003499419287&type=3.
Видеофильм «Путешествие к Небесным горам» (5,44 мин.) доступен по адресу: https://vk.com/videos-27617900?z=video27617900_456239031%2Fclub27617900%2Fpl_-27617900_-2.
Семёнову-Тян-Шанскому Петру Петровичу,
знаменитому русскому путешественнику, за вдохновившее нас путешествие в Тянь-Шань
Куликовских Альберту Емельяновичу, мастеру спорта СССР по туризму,
за любезное разрешение пользоваться его личным архивом и библиотекой
Пигареву Сергею (УПСЕ) за безупречную техническую подготовку велосипедов перед походом
и за их «реанимацию» после него
Редколлегии городской газеты «Кузнецкий рабочий» за информационную поддержку путешествия
Дирекции магазина «Фанспорт» (г. Новокузнецк, пр. Металлургов, 17)
за обеспечение группы запчастями и туристским снаряжением
Дирекции магазина «Робинзон» (г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 30)
за помощь в экипировке группы велоснаряжением «Пик-99»
и информационную поддержку
Всем хорошим людям, встретившимся нам
на казахских и кыргызких дорогах, за их внимание и доброту к нам
Тамаре Джанбаевой, сотруднику каракольского музея Н. М. Пржевальского, за прекрасную экскурсию
и за разделённую с нами любовь к путешествиям!
Андрею Дёмину за изготовление видеоролика по материалам нашего похода
Небесным покровителям высокой Азии, в том числе
Богам Тянь-Шаня, духам Иссык-Куля, а также специально
Хранителю «Кумысного» перевала за то, что дали возможность вернуться более-менее здоровыми!