Экспресс-отчёт о проихождении велосипедного туристского маршрута второй (2) категории сложности по территории Республики Бурятии и Иркутской области, совершённом группой туристов из г. Новокузнецка (велоклуб «ВелоКузнецк») в период с 21.03 по 29.03.2017 г. Руководитель группы: Басалаев А. В.
Маршрутно-квалификационная комиссия Сибирского Федерального округа рассмотрела представленный отчёт и считает, что пройденный маршрут соответствует второй категории сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю.
1. Паспорт спортивного похода
1.1 Проводящая организация.
1.2 Место проведения.
1.3 Общие справочные сведения о маршруте.
1.4 Определяющие препятствия.
1.5 Состав группы.
1.6 Материальное обеспечение группы.
1.6.1 Специальное групповое снаряжение.
1.6.2 Специальное личное снаряжение.
1.7 Библиотека.
1.8 Сведения о рассмотрении и утверждении маршрута.
1.9 Обзорные схемы с маршрутом (пройденным).
1.10 График движения (заявленный).
1.11 График движения (пройденный).
2. Отчёт
2.1 Текстовый (художественный).
2.2 Техническое описание определяющих препятствий.
2.3 Расчёт категории сложности.
3. Выводы и рекомендации
4. Финансовый отчёт
5. Фотографии участников велопохода
Велоклуб «ВелоКузнецк», г. Новокузнецк.
Российская Федерация: Республика Бурятия, Иркутская область.
Вид туризма |
Категория |
Протяжённость активной части, км |
Продолжительность, общая / ходовых дней |
Сроки проведения |
|
велосипедный |
вторая |
431 |
9 |
9 |
21.03–29.03.2017 |
Пройденное расстояние: 431 км, в том числе пешком – 30 км.
Качество дорог:
• накатанные снежные дороги (зимники) – 297 км;
• снежные колеи, рыхлый снег (бездорожье): 104 км.
Расстояние промерено GPS Garmin 62 и велокомпьютером Vetta V-100.
Трек:
Название препятствия |
Вид препятствия |
Категория трудности |
Путь прохождения |
Характеристика |
зимники |
ПП в равнинной местности |
вторая |
м. Оргокон – м. Котельниковский |
Целина со снежным покрытием глубиной до 10 см. Протяжённость 30 км. |
м. Котельниковский – м. Заворотный (направление С – Ю) |
Рыхлый снег. Протяжённость 104 км |
№ |
Ф.И.О. |
Год рождения |
Марка велосипеда |
1 |
Басалаев Андрей Викторович |
1970 |
Mongoose Meteor Comp |
2 |
Мосин Андрей Борисович |
1966 |
GT Avalanche 1.0 |
3 |
Гольдберг Антон Александрович |
1976 |
GT Аvalanche 2.0 |
4 |
Гордеев Арсений Леонтьевич |
1983 |
GT Avalanche 2.0 |
5 |
Мартынов Роман Михайлович |
1979 |
Mongoose Argus |
Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению походов такого типа. Список продуктов составлялся на основе раскладок, опробованных в предыдущие годы. В среднем получилось по 500 г сухих продуктов на человека в день. Готовили на газовых горелках Primus и Fire Maple. Имелись ещё две газовые горелки для приготовления горячей пищи в котлах объёмом 3,5 и 4,5 л. Газ брали с запасом: 7 больших баллонов (по 450 г); в походе было израсходовано полностью 4 баллона.
Палатки 2 шт.
GPS (Garmin eTrek-20, Garmin-62) 2 шт.
Фотоаппараты 4 шт.
Экшн-камеры 3 шт.
Газовые горелки 4 шт.
Ледобуры 2 шт.
Верёвка (6 мм, длиной 7 м) 2 шт.
Котлы 2 шт.
Велосипед, подготовленный для передвижения по льду.
Велошлем.
Солнцезащитные очки.
Печатная версия отчёта находится у руководителя.
Отчёт о пройденном туристско-спортивном маршруте хранится в библиотеке МКК Сибирского Федерального округа.
Электронная версия доступна на сайте НО ТССР (режим доступа
Маршрут рассмотрен и утверждён МКК Сибирского Федерального округа № 154-00-666656555 Новосибирского отделения Туристско-спортивного союза России.
Рис 1. Карта-схема № 1
Ночёвки:
1) 21.03.2017 (Хакусы).
2) 22.03.2017 (на льду, холодная).
3) 23.03.2017 (м. Котельниковский).
4) 24.03.2017 (м. Бол. Черемшаный).
5) 25.03.2017 (м. Заворотный).
Рис 2. Карта-схема № 2
Ночёвки:
6) 26.03.2017 (на берегу в 5 км от урочища Кочерникова, холодная).
7) 27.03.2017 (пос. Хужир).
8) 28.03.2017 (о. Огой, холодная).
9) Финиш 29.03.2017 (пос. Сахюрта).
Рис. 3. Карта-схема № 3 (заявленный маршрут).
Рис. 4. Карта-схема № 4 (заявленный маршрут)
Условные обозначения на картах-схемах
Красные линии: основной маршрут.
розовые линии: маршрут движения по запасному варианту.
Жёлтые линии: маршруты аварийных выходов.
Дата |
Дни |
Участки маршрута |
Расстояние, км |
Способы передвижения |
21.03 |
1 |
Северобайкальск – Хакусы |
44 |
Вело |
22.03 |
2 |
Хакусы – м. Турали – м. Котельниковский |
65 |
Вело, пеше |
23.03 |
3 |
М. Котельниковский – м. Большой Черемшаный |
60 |
Вело |
24.03 |
4 |
М. Большой Черемшаный – м. Заворотный |
42 |
Вело |
25.03 |
5 |
М. Заворотный – М. Шартлай |
45 |
Вело |
26.03 |
6 |
М. Шартлай – Б. Ушканий – п-ов Святой Нос – м. Нижнее Изголовье |
80 |
Вело |
27.03 |
7 |
М. Нижнее Изголовье – м. Хобой |
38 |
Вело, пеше |
28.03 |
8 |
М. Хобой – пос. Хужир |
35 |
Вело |
29.03 |
9 |
Пос. Хужир – о. Огой |
20 |
Вело |
30.03 |
10 |
О. Огой – пос. Сахюрта |
25 |
Вело |
ИТОГО |
454 |
|
Запасные варианты
Запасных вариантов маршрута предполагалось два. Мы воспользовались одним из них по причине отставания, возникшего в начале похода из-за большого количества снега. На 6-й день от м. Шартлай мы поехали до м. Арал (от м. Арал до м. Хобой дороги тоже не было). От м. Арал мы поехали по хорошей ледовой дороге до посёлка Хужир.
Дата |
Дни |
Участки маршрута |
Расстояние, км |
Способы |
Погода |
21.03 |
1 |
Северобайкальск – Хакусы |
46 |
вело |
Я |
22.03 |
2 |
Хакусы – м. Оргокон – на льду Байкала |
44 |
вело пеше |
Я |
23.03 |
3 |
На льду Байкала – м. Котельниковский |
33 |
вело пеше |
Я, ПО |
24.03 |
4 |
М. Котельниковский – м. Большой Черемшаный |
62 |
вело |
Я, П |
25.03 |
5 |
М. Большой Черемшаный – м. Заворотный |
44 |
вело |
Я, ПО |
26.03 |
6 |
М. Заворотный – м. Шартлай – ур. Кочерникова |
78 |
вело |
Я |
27.03 |
7 |
Ур. Кочерникова – м. Арал – пос. Хужир |
83 |
вело |
ПО |
28.03 |
8 |
Хужир – о. Огой |
23 |
вело |
Я |
29.03 |
9 |
О. Огой – пос. Сахюрта |
18 |
вело |
Я |
ВСЕГО |
431 |
|
|
Условные обозначения: Я – ясно; ПО – переменная облачность; П – пасмурно.
Отклонения от заявленного маршрута
На 6-й день похода на участке от м. Шартлай в обозримой перспективе простирались заснеженные поля с торосами, которые не дали бы нам возможности проехать на о. Большой Ушканий. Пришлось отклониться от заявленного маршрута и ехать по запасному варианту.
Идея похода по льду Байкала родилась ещё в 2014 году. Тем летом я купил зимние покрышки, в начале ноября стал их обкатывать; у меня уже был разработан маршрут. Планировалось стартовать в Слюдянке и ехать до Северобайкальска. Мы с товарищем Андреем Мосиным собирались в марте 2015-го покупать билеты, но Андрею на работе не дали отпуск, а ехать один я не захотел.
Тогда пришлось отменить намеченное и отправиться в мартовский велопоход по Хакасии, который начинался как дуэт и закончился как соло из-за травмы моего товарища (отчёт доступен здесь: https://robinzon-nk.ru/reports/bike/45).
Через год, в 2016-м и снова в марте, я отправился в лыжный поход по Байкалу под руководством Е. В. Суздальцева (отчёт можно прочесть тут: https://robinzon-nk.ru/reports/tourism/46). В команде были ребята, с которыми я ходил уже несколько лыжных походов. Так я познакомился с Байкалом во всей его мощи – с зимним Байкалом. Тогда же появились первые знакомые люди на Байкале, а ещё лыжный маршрут дал возможность довольно подробно изучить побережье озера (мысы, бухты, посёлки и т. д.).
Кто хоть раз побывает на Байкале, будет пленён его красотой. Вернувшись из своего первого лыжного похода по «северному морю» (одно из названий Байкала), я уже знал, что поеду сюда на следующий год и проеду по льду на велосипеде!
Маршрут, запланированный мной в 2014 г., теперь был изменён и доработан. Стартовать решено было в Северобайкальске. Финишировать – в Сахюрте. Были продуманы новые запасные и аварийные варианты движения.
Количество участников предполагалось не более трёх человек (была даже мысль ехать вообще одному – интересно попробовать себя). Но Андрей Мосин горел своим нереализованным желанием прокатить на байке по льду Байкала и заразил этим желанием Рому Мартынова. Ну и потом зашевелились другие ребята. Антон Гольдберг позвонил мне в конце октября 2016 г. и спросил, возьму ли я его в поход. Ну как было отказать старому другу, с которым мы проехали половину Монголии! Наш товарищ Дима Ефимов из армии написал, чтобы ему «бронировали» место. Правда, вернувшись домой и выйдя на работу, понял, что поехать с нами не сможет. Арсений Гордеев тоже ещё в ноябре сообщил мне о готовности присоединиться. Были и такие, кто до последнего не мог определиться с поездкой.
К январю стало ясно, что едут пятеро. Было распределено снаряжение, закуплены зимние спальники. Рома зашиповал для своего фэтбайка покрышки и начал активно тестировать их на льду… Подготовка шла полным ходом.
Поход я решил официально зарегистрировать в МКК. Подготовил соответствующие документы, получил перед выездом маршрутную книжку с одобрительным заключением. Билеты на поезд Москва – Нерюнгри мы купили в конце января. О заброске до станции Тайга договорились с знакомым водителем.
День «икс». 19.03.17 – 21.03.17 (заброска)
В день выезда в 14:00 собираемся у моего дома – здесь мы загружаемся в микроавтобус. Нас провожают наш старший товарищ Е. В. Суздальцев, родственники и друзья. Через 15 минут едем по трассе в Тайгу. На станции, чтобы не возникло проблем с провозом велосипедов в поезде, оплачиваем в кассе багажные билеты.
За несколько минут до прибытия поезда начинаем «разминку»: таскаем велосипеды по перрону, стараясь угадать место остановки нашего вагона. Стоянка поезда здесь всего две минуты.
Загрузились мы с приключениями: наш товарищ Рома чуть не остался на перроне. Всё потому, что проводник решил, будто велосипеды должны ехать в багажном отделении, которое находилось через несколько вагонов от нашего. А поезд-то стоит две минуты! Мы как взмыленные ишаки потащили свои велики туда, оставив Арсения закидывать рюкзаки. Кое-как загрузились. Поезд в итоге простоял на станции семь минут вместо двух, проводника пришёл ругать начальник поезда (ведь никакой необходимости гнать нас в багажное отделение не было, весь груз компактно и быстро можно было разместить в наших купе), а Рома впрыгнул уже на ходу. Изрядно вспотевшие от таких движняков, мы всё-таки оказались в своём вагоне на своих местах.
Езда в поезде всегда доставляет мне наслаждение. Ты видишь, куда едешь – в отличие от самолёта. Тебе комфортно – в отличие от автобуса. В дороге всегда много попутчиков. Вот и сейчас рядом с нами едут ребята-спортсмены из Северобайкальска с родителями и тренерами. Парни участвовали в соревнованиях по таэквондо. Беседуя с тренером команды Валерием, узнаём, что в этом году на Байкале много снега. Есть совсем нерадостная новость – этой зимой погиб на Байкале мужик. Расспросив, кто именно, узнаём, что это некий Петрович с Большого Черемшаного. Я не могу поверить. Год назад в своём лыжном походе мы заходили к Петровичу. Он так радушно принял нас, приглашал на следующий год приезжать... Не хотелось верить. Мы решили всё-таки потом уточнить в МЧС Северобайкальска информацию о гибели Петровича.
День 1. 21.03.17.
Северобайкальск – Хакусы (46 км)
К 11 часам прибываем в Северобайкальск. Собрав велосипеды, идём обедать в вокзальную столовую. Потом – на рынок за копчёным омулем и хариусом. Покупаем рыбу и целебную травку сахандалю. Объезжаем на великах гружёные составы (дорога к Байкалу – через станцию) и выезжаем на берег. Здесь снега немного, даже местами лужи, что и неудивительно – температура +5.
Проехав пару километров по частному сектору, находим здание МЧС. Дежурный записывает в журнал сведения о нашем велопоходе: имена руководителя, участников, маршрут. Задаю вопрос про Петровича. Да, он погиб, провалился под лёд на машине…
От МЧС спускаемся вниз к Байкалу. Как и в прошлом году, меня ошеломляет его мощь. Гигантские пространства, скованные ледяным панцирем... Выехав на лёд, находим ледовую дорогу, размеченную воткнутыми в снег ёлочками.
По плану сегодня мы должны доехать до Хакусов, это чуть больше сорока километров. В прошлом году на лыжах мы дошли за полтора дня…
Движение по льду на гружёном велосипеде – это отдельная тема. Тут надо концентрироваться на поверхности, по которой движешься, гораздо внимательнее, чем в любом другом случае. Ехать надо без резких поворотов – шипы могут не помочь, если сильно крутанёшь руль. Местами попадаются трещины. Проехав с полчаса и уже привыкнув к передвижению по поверхности льда, мы начинаем разгоняться до 25–30 км/час. Несколько раз останавливаемся отдохнуть и попить чаю.
К 16:30 подъезжаем к знаменитому курорту Хакусы. На берегу стоит много машин. Значит, много отдыхающих. Поднимаемся на берег, ищем администратора, договариваемся насчёт домика на ночь за 450 рублей с человека (начальная цена была 600 р. – мы торговались). Домик стоит в красивейшем месте с видом на Байкал. Первый этаж занимает наша команда, на втором живут курортники. Через десять минут нам привозят на снегоходе сорокалитровый бак с питьевой водой. Наколов дрова и растопив печку, идём на горячие источники.
В отличие от прошлого года, когда мы «диким» образом здесь принимали зимние ванны, теперь за посещение источника надо платить 200 руб. с человека – для сбора денег посажен на вахте администратор. Источники представляют собой несколько открытых бассейнов с разной температурой воды, но вся в пределах 40–50° C. Рядом домик с раздевалками для женщин и мужчин и маленьким бассейном внутри. Посидев в каждом бассейне и пообщавшись с местной публикой, распаренные, мы взяли в магазинчике по бутылочке пива и пошли в свой домик, вдыхая чистейший воздух зимнего Байкала.
Вечером к нам зашёл местный рыбак и предложил рыбы. Взяв несколько штук, Борисыч и Рома под пивко и с песнями приготовили ужин.
Домик в этот раз был намного лучше, чем достался нам здесь в прошлом году в лыжном походе, но в помещении было прохладно, печку приходилось постоянно подтапливать. Спали мы в спальниках.
День 2. 22.03.17.
Хакусы – м. Оргокон – ночёвка на льду Байкала (44 км)
Встали в 8:00. Прохладно, больше двадцати градусов мороза. Я как дежурный приготовил завтрак, разбудил товарищей. К 9:00 позавтракали, собрались и выехали на лёд. Сегодня голубое небо, солнце озаряет ледяную гладь. По намеченному маршруту мы должны проехать от Хакусов до Котельниковского.
Едем до мыса Турали по хорошей ледовой дороге, по сторонам которой простираются обширные поля торосов. Несколько раз нам попадаются трещины шириной около пятидесяти сантиметров.
К 12 часам дня стало теплеть. Едем, наслаждаясь согревающим нас солнцем. Дорога петляет вдоль берега. У мыса Оргокон встретили мужиков на «Ниве». У них узнали, что прямой дороги до мыса Котельниковского может не быть. Есть дорога до села Байкальского на западный берег, но для нас это не вариант – придётся возвращаться назад, а мы уже проехали 27 км.
Измеряем по GPS расстояние до Котельниковского, получается по прямой около 40 км. А если бы мы вернулись, то получился бы круг под 70 км.
Решаем искать накатанную дорогу. Проехав вдоль берега несколько километров, где-то перед гидрометеостанцией Томпуда находим хорошую дорогу, едем по ней. Через несколько километров видим, что дорога уходит на север, а нам надо на юг. Ещё через несколько километров наталкиваемся на колею, которая ведёт в нужном нам направлении. Но ехать по ней долго не получается: два или три километра – и забуриваемся в снег. Дальше едет только Рома на своём фэтбайке да ещё Борисыч кое-как. Арсений, Антон и я идём велопешком.
Мне вспоминается наш лыжный поход 2016 года, мы шли по этим местам, заночевав тогда посреди озера. Так, пройдя с небольшими остановками десять километров, останавливается ставить лагерь. Палатки прикручиваем заготовленными колышками для льда. У Арсения с Борисычем для этого ручное сверло и длинные шурупы, у нас с Антоном и Ромой – рыбацкие ледовые ввёртыши. Конструкция Борисыча более универсальна.
Ввёртыши оказались менее пригодны, Арсений помогает нам с Антоном закрутить часть своих шурупов в лёд. Рома занят кухней на льду. На минигорелках растапливает лёд, готовит ужин, заправляет термосы чаем.
Наша стоянка расположена практически посередине озера Байкал. Он не даёт забывать о себе, то булькая, то издавая гулкие удары подо льдом. И какие виды вокруг нас!.. Притягивают взгляд заснеженные вершины Байкальского хребта. Сев кружком, отмечаем сегодняшний день, пьём огненную воду из лунки, декоративно выдолбленной Борисычем. В ней подтаивает вода, туда подливается спирт – и получается нужная концентрация напитка.
Темнеет. К 20:00 уже -20°, разбредаемся по палаткам. Погрузившись в свои спальники, засыпаем, вспоминая насыщенный велодень.
День 3. 23.03.17.
Дорога на мыс Котельниковский (33 км)
Утром вылезаю из спальника, на ходу одеваясь. За бортом минус 19 (показания велокомпьютера). Бужу команду. Из-за пелены надо льдом не видно берегов. Такое ощущение, что мы на Северном Полюсе.
Ребята понемногу выползают из своих палаток. Дружно собираем вещи, завтракаем. Чай, заваренный в термосах, очень помогает взбодриться. Раннее утро – а мы уже предаёмся воспоминаниям вслух о своей холодной ночёвке, для кого-то это было впервые.
В девять выдвигаемся, точно определив направление к мысу Котельниковскому. Рома, как и вчера, ушёл в отрыв на своём фэтбайке, легко покручивая педали. Борисыч всё ещё пытается местами ехать на своих 2,2 покрышках. Арсений, Антон и я тропим по очереди колею. Местами снежный покров достигает 15–20 см. Часто останавливаемся, отдыхаем, фотографируем великолепные виды гор.
Через пару часов такого тропления становится жарко. Выйдя на накатанную дорогу, едем по ней немного, но приходится свернуть, когда мы поняли, что она ведёт в сторону села Байкальского. Опять тропим, почти как в лыжном походе, только толкая гружёный велосипед вперёд – так мы делаем колею. Западный берег с Байкальским хребтом уже близко от нас –по прямой до берега 10–12 км. Наш ориентир – хребет Черского, перед ним находится мыс Котельниковский и одноимённый курорт.
Ещё через час тропления наконец-то выходим на накатанную ледовую дорогу. За день прошли 20 км велопешком. Быстро катим на велосипедах до намеченного мыса, который уже хорошо видно. Полчаса ледовых гонок – и мы приближаемся к береговой линии, делая финальный круг в объезд большого скопления торосов.
На берегу рядом с курортом Котельниковским стоит пансионат, а ближе к берегу – маленький домик. Подъехав к нему, заглядываем внутрь. Дверь прикрыта, никого нет, во дворе имеются дрова. Для нас это лучший вариант. Если бы домик был занят, можно было проехать за мыс – там есть ещё один такой же.
Затопили печку, сварили ужин. Сегодня у нас королевское блюдо: гороховый суп с колбасой. Дежурит Антон. Растягиваем по домику верёвки, на которых сушим свои вещи. Борисыч с Ромой пошли на разведку на курорт. Через час пришли с рассказом о заоблачных ценах (5000 рублей за сутки), а ещё радостно сообщили о состоявшемся их купании в источнике в самодельной ванне, точнее ямке, вырытой у берега.
Ночь прошла тревожно. Виной тому была мышь, которая к утру неплохо поживилась нашими съестными запасами.
День 4. 24.03.17.
Мыс Котельниковский – мыс Большой Черемшаный (62 км)
Утром выяснилось, что мышь не дала спать всем, не только самым чувствительным. В результате при сборах были рассеянны и забыли кое-какие мелочи, в частности, Арсений забыл снять верёвку, растянутую внутри домика.
Сегодня долго собирались, выехали только к 10:00. Объехав мыс, вырулили на хорошую ледовую дорогу. Мчимся по зимнику. Проехав с полчаса, увидели идущего навстречу человека. Этим человеком оказался прибалтийский турист по имени Константин. Пешеход кратко изложил нам свой маршрут. Стартовал в Слюдянке три недели назад, идёт до Северобайкальска. У Константина всё снаряжение в санях, которые он тащит за собой. Ещё он предупредил нас, что через 5 км начнётся плохая дорога – много снега, сам он там шёл на лыжах. А на заимке у Петровича никого нет, дома закрыты. Фотографируемся, жмём друг другу руки, желаем удачно закончить маршрут и советуем посетить источники на Хакусах. Борисыч напоследок пошутил, спросив:
– Далеко ли да Таллиннннннна?.. – и мы все вместе посмеялись.
Скоро задул ледяной встречный ветер, погода из солнечной поменялась на пасмурную. Проехав ещё 4–5 км, вышли на совсем плохую дорогу. Вся она в свежевыпавшем снеге, есть только колея, по которой трудно ехать. Примерно час длится такое: мы то едем 100–200 метров, то идём столько же. Местами дорога представляет собой чешуистый лёд, едем подпрыгивая, скорость наша падает с 15 до 5 км/час.
Двигаясь с такой скоростью, мы всё-таки добрались до мыса Мужинай. Тут большое скопления торосов. Встаём за ними, укрывшись от ветра. Устраиваем получасовой отдых с перекусом. Натапливаем льда в горелках для чая, нарезаем сало. Ну и устраиваем фотосессию, как оказалось в дальнейшем, на Мужинае мы встретились с самыми большими торосами. За весь поход таких больших мы нигде не видели.
Проезжая мыс Большая Коса, увидели крест. Крест этот – память о сыне Петровича, которого забрал у него Байкал несколько лет назад. Едем дальше, дорога становится всё хуже и хуже. В первый раз от большой нагрузки при кручении по снегу у меня заболела в колене левая нога. Хоть мы ехали по прямой, никаких подъёмов тут нет, но по снегу с такой нагрузкой едешь практически как в перевал.
Объехав очередное скопление торосов, приближаемся к домикам Петровича. Уже стало темнеть. Домик самого хозяина был закрыт. Вольер, где у него находились собаки, пуст. Прошлись по домикам – все на замке. Открыта только баня в ста метрах от домика. Принимаем решение ночевать в ней. В баньке есть дрова, в предбаннике стоит стол со скамейками. Нормально. Быстро заносим вещи, затапливаем баню, готовим ужин. За ужином поминаем Петровича. Вечная память тебе, товарищ! Я вёз ему подарок – самогон, настоянный на наших местных таёжных ингредиентах. Получилось, что подарок поминальный… Размещаемся на ночь в баньке: Борисыч и Рома в парилке, Арсений, Антон и я – в предбаннике. Велосипеды остались ночевать возле домика Петровича.
День 5. 25.03.17.
Мыс Большой Черемшаный – мыс Заворотный (44 км)
В бане спать было гораздо теплее, чем в палатке. Дружно готовим завтрак, и в 9:00 мы уже на льду. Останавливаемся ещё раз взглянуть на эти места.
Дорогу хорошо видно, она уходит от берега. Погода солнечная, и пока холодно.
До мыса Елохина доехали за несколько минут, и дорога сразу стала хуже. Много снега, много участков давленого льда. У мыса Елохина начинается граница Байкальского заповедника, с дороги нам видно табличку с соответствующей записью. Сегодня наша задача – доехать до мыса Заворотный и переночевать в домике у нашего знакомого, Владимира. На пути стали попадаться перемёты, немалые по протяжённости.
Подъехали к свежей трещине, осторожно перешли через неё. В прошлом году на лыжах мы наткнулись на большой разрыв льда шириной до 2 метров, шли около десяти километров вдоль и только потом нашли место, чтобы перейти. В этом году такие большие трещины пока не встречаются.
К обеду погода портится: задул боковой ветер с гор, солнце скрылось за тучки, была вероятность, что пойдёт снег. Но больше всего нас беспокоила опасность штормового ветра, который тут называется «горняк». Накопив критическую массу, холодный воздух переваливает через горы и, ускоряясь, устремляется по крутым склонам к Байкалу. Под «горняк» в прошлом году мы попали, выйдя на лыжах с мыса Елохина.
Борисыч и Арсений опять вырвались вперёд, догнав их через час езды, я предупреждаю их об этой опасности. Передохнув пять минут, перекусив и выпив чая, выезжаем всей командой с дистанцией 5–10 метров друг от друга. Отрываться нельзя.
По пути нам повстречались парни из Хужира – Андрей и Сергей. На уазике они приехали в эти места порыбачить. У них мы узнали, что сами они будут ночевать в домике у Владимира. Ещё через полчаса въезжаем в большую бухту на мысе Заворотном. У берега встречаем на берегу хозяина этих мест – того самого Владимира. Как и в прошлом году, цена проживания в домике 500 рублей с человека, но вот с банькой на этот раз не повезло. Владимир сначала сказал, что она-де сломана («бежит» бак), потом обозначил сумму в 2500 рублей. От бани мы скромно отказались ☺.
В домике большая комната, в ней 10 кроватей, большой стол, посередине расположена большая печка. Я разместился на той же кровати, что и в прошлом году. Нарубив дрова, затопив печку, готовим ужин. За большим столом собираемся командой, обсуждаем дальнейший маршрут. К вечеру приехали наши знакомые ребята-рыбаки, привезли рыбы, угостили нас ухой. Мы выпили за знакомство: спирт, припасённый нашими врачами Антоном и Ромой, оказался кстати.
День 6. 26.03.17.
Мыс Заворотный – мыс Рытый – Малое Кочерниково (78 км)
Ещё вчера от ребят из Хужира мы узнали, что прямой дороги до Большого Ушканьего острова нет. Владимир это подтвердил, уточнив, что машины туда ходят, но недавно был такой снег, что проехать не велосипедах будет сложно.
Решаем доехать до метеостанции Солнечная, а там на месте определяться. Позавтракав и собравшись, спускаемся со своими гружёными велосипедами вниз к Байкалу. Прощаемся с ребятами из Хужира. Они пригласили нас к себе в гости, и мы обещаем заехать, тем более что у нас запланирована ночёвка на Ольхоне.
От мыса Заворотный начинается хорошая дорога. Здесь большие участки открытого льда. Сразу же наша скорость передвижения увеличивается до 25 км/ч.
Ледовая дорога далеко уходит от берега. Не доезжая до Солнечной, встретили рыбаков, у которых узнали, что нормальной дороги на Ушканьи острова нет. За метеостанцией на мысе Солнечном начинается кордон Байкальского заповедника. У мыса Покойники мы остановились, сильно отстал Рома. Как оказалось, он упал, поранив ногу о задние звёздочки. Наша групповая аптечка была у Ромы, он сам обработал рану и забинтовал бинтом. Неудивительно – он врач-травматолог ☺.
Вдалеке виднеются уже очертания Большого Ушканьего острова. Но, в отличие от прошлого года, вся поверхность льда на пути к нему усеяна торосами разной величины вперемежку со снежными участками.
Проехав немного вперёд, осмотрев пространство и не увидев никаких признаков дорог, принимаем решение ехать до мыса Шартлай и там уже поискать дорогу на острова.
Разгоняемся по льду, в спину дует попутный ветер. Немного не доезжая мыса, на скорости около 30 км/ч я падаю н бок и качусь по льду ещё 10–15 метров. От сильных повреждений спасли рога на руле, 90-литрый велорюкзак, который погасил удар, и заплечный рюкзак, а самое главное – шлем. Антон и Арсений, ехавшие сзади, потом говорили, что падение было впечатляющим и жаль, что они не успели заснять его на экшн-камеру.
У мыса Шартлай, разложив велосипеды и укрывшись за велорюкзаками от ветра, мы устроили импровизированный обед с конкурсом на рассказ о лучшем падении на лёд. Моё падение было признано лучшим в этом походе ☺.
От мыса Шартлай прямой дороги до Ушканьих островов нет, а если пойти к ним пешком по торосам и снегу, мы можем не успеть выполнить весь маршрут. Решено поехать по запасному варианту: вдоль западного побережья до мыса Арал, далее до мыса Хобой, вдоль западного побережья Ольхона с финишем, как и планировалось, в Сахюрте.
К 16:00 мы уже проезжали знаменитый мыс Рытый (сакральное бурятское место). Рядом с ним расположились около десятка машин, местные столпились у одной из них, на капоте которой в изобилии стоят спиртные напитки. Мы пронеслись мимо, помахав в знак приветствия.
Через пять километров встретили двоих велосипедистов из Иркутска. Мужчина и женщина едут из Сахюрты на Серевобайкальск, дорога эта им уже знакома, так как ездили они так уже несколько раз. Фотографируемся и двигаемся дальше. Не доехав до урочища Малое Кочерниково, решили заехать на базу выяснить вопрос о возможности ночёвки и посещения бани. Но вышедший на лай собак мужик (возможно, сторож) сказал, что мест нет.
Проехав вдоль берега ещё около километра, находим великолепное место – под горкой, рядом деревья, на берегу море сухих дров. Закатываем велосипеды на берег. Встаём лагерем метрах в трёхстах от берега. Через пять минут уже затрещал костёр, а ещё через полчаса мы все сидим у костра. Сегодня на ужин походная гречневая каша от Борисыча. Начинает звучать костровая песня Борисыча и Ромы, мы с Арсением иногда пытаемся подпевать. Лёжа в палатке, ещё долго слышу традиционный в наших походах рассказ Борисыча о звёздах и планетах.
День 7. 27.03.17.
Урочище Малое Кочерниково – мыс Арал – посёлок Хужир (83 км)
Ночью было -14°. На берегу гораздо теплее спать в палатках, чем в них же на льду. Завтрак, неспешные сборы. Выходим на лёд к 9:30. По запасному маршруту едем сегодня до мыса Арал, а дальше до мыса Хобой. Таков план.
Но через полчаса стало понятно, что быстро ехать не получится. Мы въезжали в Малое море, ветер сменился. Теперь он дует уже и навстречу, и сбоку.
Дорога пролегает близко к берегу. Крутые скалы опоясывают всё побережье. Дорога на несколько километров превратилась в черепаший панцирь.
Навстречу попался спортивного вида парень на коньках с рюкзаком за спиной, за рюкзак зацеплены беговые лыжи. Парень идёт налегке, планирует ночевать в домиках. Мы ему рассказали, какие дороги его ждут и где он может остановиться на ночлег, пожелали удачи и поехали дальше.
Возле посёлка Онгурен я попытался узнать дорогу до мыса Хобой у местного молодого парня, но он только промычал что-то себе под нос, не отрываясь от своего айфона. А вышел из такой халупы!.. В этот момент сзади кто-то просигналил – это оказались наши знакомые Андрей и Сергей из Хужира. Они возвращаются домой с рыбалки. Мы им сказали, что завтра к обеду приедем в Хужир, они сказали что будут ждать.
К обеду подъезжаем к мысу Арал. Потеплело, на солнце +15. Напротив виден мыс Хобой – до него осталось 23 километра.
Мыс Арал очень впечатлил. Много гротов и пещер. В одну такую пещеру пошли ребята, а мы с Антоном фотографировали виды снаружи. Слышим крики, ребята выбегают, руками машут. Из пещеры выскочил зверёк, как оказалось – соболь. Мы успели сделать несколько кадров, и зверь скрылся от нас. Оказалось, ребята спугнули его. Зверёк доедал в уединении останки какой-то дичи.
Греемся на солнце. Перекусив и отдохнув, едем дальше. Пытаемся найти дорогу до мыса Хобой, пройдя по снежному покрову, но скоро нам стало понятно, что придётся идти пешком. Решаем ехать по Малому морю до посёлка Хужир. Во-первых, мы и так уже идём по запасному маршруту, во-вторых, у нас поход второй категории сложности, и пешком мы уже досыта находились по северу Байкала. Так что едем по дороге прямо до Хужира.
Проехав около 10 км от мыса Арал, натыкаемся на большую свежую трещину. Шедшая за нами машина двинулась в объезд, а мы перетащили через неё свои велосипеды. Как раз в этот момент снизу последовал сильнейший удар, такого мы за весь поход не ощущали. Трещина прямо на глазах стала расходиться. Мы быстро вскочили на велосипеды и помчались прочь. Арсений с Борисычем бодро вырвались вперёд. Мы с Антоном едем рядом, Рома явно отстаёт. Несколько раз останавливаемся, ждём товарища Рому.
Уже на подъезде к Хужиру подъехали к ещё одной свежей трещине (возможно, она тоже только час назад появилась), попили водички из Байкала ☺.
Мы в нескольких километрах от Хужира, видно скалу Шаманку. Это символ Байкала, он как на магнит притягивает тучи туристов из Китая. И вот даже сейчас – уже 19:30, темнеет – а возле Шаманки два десятка туристов, бегают устраивают фотосессии.
Мы позвонили Сергею. Он не ожидал, что мы так быстро окажемся в Хужире, но был рад нам и рассказал, как проехать к его дому.
Через какое-то время въезжаем в бухту, выбираемся на песчаный берег – кто на велосипеде, а кто пешком – и находим дом Сергея. Ребята уже ждут нас. Велосипеды мы на ночь поставили в гараж.
Вечером радушно посидели, алкоголя было, пожалуй, даже многовато…
День 8. 28.03.17.
Посёлок Хужир – остров Огой (23 км)
Утром все дружно позавтракали, оставили все вещи у наших гостеприимных хозяев, а сами пошли прогуляться по Хужиру. От дома Сергея вдоль берега мы пошли к мысу Бурхан. Остановились возле Шаманки.
Легенда о шаманке. Старая шаманка не пускала людей к мысу, где были спрятаны сокровища, но вскоре она была убита смелым охотником, и место её гибели место стали называть «скала Шаманка», а с приходом буддизма – мыс Бурхан, что означает «Будда».
Из бухты открывается прекрасный вид на Малое море, хорошо и далеко видно ледовую дорогу, по которой мы приехали. По песчаным улицам утреннего Хужира мы прошли по центру посёлка, прикупили сувениров и немного продуктов, основной запас мы всё ещё везём с собой и остатки его доедали в уже поезде…
Посёлок очень интересный, улицы широкие как в Монголии, много гостиниц и просто гостевых домиков.
К 12:00 вернулись к ребятам за своими велосипедами и рюкзаками. Попрощались, сфотографировались на память на фоне бухты и островов, один из которых – Огой, нам до него сегодня надо доехать.
Спускаемся по песчаной дороге в бухту, проезжаем через ряд плотно поставленных маленьких кораблей и быстро начинаем крутить педали. Погода отличная, до цели чуть более 20 км.
Дорога идёт вдоль берега Ольхона. Видим много интересных мест, причудливые ледовые гроты.
Дорог на Огой много, и все они отходят вправо от основной трассы. Едем по разным. Огой (от бурятского «безводный») – самый крупный остров в проливе Малое Море. Подъезжаем к бухточке, место хорошее – закрыто от ветра. Ставим лагерь, и пока ещё светло, поднимаемся по тропинке в верхнюю часть острова.
Огой вытянут примерно на 3 км в длину и на 600 метров в ширину. Достопримечательность острова – буддийская Ступа Просветления. Возведена была в 2005 году. Рядом с ней маленький домик. Обойдя ступу, как полагается, три раза, медитируем, кто как может, усевшись на стоящую тут же скамейку.
По всему склону выложены кучки из камней типа обо. Формируем свою кучку… Мысленно желаем всем живым существам просветления. Радостные, звоним домой и спускаемся вниз в лагерь. Борисыч один не пошёл с нами к ступе, он провалялся в палатке. Последствия вчерашнего пиршества с ухой и огненной водой.
Делаем вкуснейший ужин, сегодня последняя ночёвка в нашем завершающемся походе. «Крайняя» ночёвка в палатке и на маршруте. Завтра – финиш в Сахюрте и дорога домой.
День 9. 29.03.17.
О. Огой – Сахюрта – Иркутск (18 км)
Проснувшись утром, не особо торопимся выдвигаться. Сахюрта совсем рядом. Плотно позавтракав, к 9:00 выходим на лёд.
По дороге попадаются острова причудливых форм, справа – похожий на рыбу.
Дорога здесь с хорошей разметкой. Через час выезжаем к перекрёстку: основная дорога поворачивает налево, другая идёт прямо.
Нам налево, уже видно Ольхонские ворота. Посёлок Сахюрта расположился в большой бухте. Выезжаем на берег. В магазине у местной женщины узнали, что на автобус до Иркутска можно у неё записаться. Так и делаем. Ещё звоним водителю: автобус поедет в Иркутск через час. Ребята стали разбирать велосипеды, а я тем временем сгонял в МЧС поставить штампик и подпись, подтверждающие факт прохождения нами маршрута. Вернувшись, увидел, что ребята уже загружаются в автобус, быстро разобрал велосипед, запаковал его в чехол, подал на крышу вместе с рюкзаком. Автобус на двенадцать пассажиров был полностью загружен нами и нашими великами.
В 11:30 мы уже едем по дороге в Иркутск. С водителем мы договорились, чтобы довёз нас до ж/д вокзала.
Уже на месте мы с Арсением побежали в кассы и, пока ребята ещё выгружали и заносили вещи на вокзал, мы уже купили билеты на проходящий поезд, который прибывал через полчаса. Уже через час мы ехали домой.
В рамках прохождения маршрута группа проделала 30 км в велопешем режиме (вынужденно), не найдя дороги по северной части Байкала. Отчётов о велопрохождении данного участка мы не нашли.
Определяющим препятствием на протяжении всего маршрута были дороги с разным снеговым покрытием. От мыса Котельниковского до мыса Заворотного встречались трещины во льду.
Важен сезонный показатель сложности похода, который проходил в зимних условиях. Дневная температура колебалась в пределах от -10° до +3°, ночная – от -10° до -21°. Холодных ночёвок на маршруте было три.
Поход выполнен в автономном режиме, так как в любой точке маршрута до ближайших населённых пунктов было более 200 км. Продукты на маршруте докупались нами только в конце похода – в посёлке Хужир.
Протяженные препятствия на маршруте
Расчёт произведён в соответствии с Регламентом категорирования велосипедных туристских маршрутов в редакции, утверждённой решением Центральной маршрутно-квалификационной комиссии на 2016–2017 гг.
Условные обозначения
• Кпр – коэффициент протяжённости препятствия.
• Кпк – коэффициент покрытия.
• Кнв – коэффициент набора высоты.
• Ккр – коэффициент крутизны.
• Кв – коэффициент высоты.
• КТ – категория трудности препятствия.
• СГ – сезонно-географический показатель.
Равнинные препятствия
Наименование препятствия |
Кпр |
Кпк |
Кнв |
Ккр |
Кв |
СГ |
Баллы |
КТ |
Снежно-ледовая поверхность озера Байкал |
1,80 |
2,40 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,56 |
6,74 |
2 |
Сезонный показатель: 1,30.
Географический показатель: 1,20.
Сезонно-географический показатель: 1,56.
Интенсивность прохождения маршрута: 1,44.
Автономность прохождения маршрута: 1,44.
Категория сложности: 2.
Протяжённость маршрута L=431 км.
Продолжительность T=9 дней.
Коэффициент покрытия Кпк=2,40.
Сезонный показатель С=1,30.
Географический показатель Г=1,20.
Эквивалентный пробег ЭП=1,5.
Автономность A=1,44.
Категория сложности: 2 к. с.
Маршрут был пройден в основной части полностью, хотя нам пришлось отказаться от прохождения о. Б. Ушканий, п-ова Святой Нос (м. Нижнее Изголовье) и м. Хобой. Из-за глубокого снежного покрова и плохо проезжаемых дорог нам пришлось двигаться по запасному варианту. При планировании аналогичного маршрута обязательно нужно учитывать ледовую обстановку.
Оптимальны велорюкзаки «Трек» питерской фирмы «Пик-99» объёмом 90 л. У каждого участника ещё имелся заплечный рюкзак 25 л. Нужны надёжные, прочные багажники.
Перед походом велосипеды были подготовлены, заменены изношенные механизмы, настроены тормоза. У четверых из пяти участников велопохода были велосипеды с колёсами одного размера (в целях удобства при возможном ремонте).
Одежда была подобрана многослойная. Удобна экипировка производства фирмы «Снаряжение» – комплект из анорака и штанов.
Все участники похода имели пуховые спальники фирмы Ferrino. Рекомендуем использовать палатку с ветрозащитной юбкой.
Каждый участник имел термос.
Для быстрого приготовления пищи незаменимы портативные газовые горелки.
Можно уверенно рекомендовать для зимних походов по Байкалу фэт-байки – велосипеды повышенной проходимости (со специальными широкими колёсами). На таких можно передвигаться в седле даже по рыхлому снежному покрову. У нас в группе на фэт-байке Mongoose Argus ехал один участник.
Для похода рекомендуется приобрести шипованные покрышки Schwalbe Ice Spiker.
Рекомендуется иметь велошлемы. Передвигаться только группой без большого отрыва друг от друга (в пределах видимости). Это связано с нестабильностью ледовой обстановки и опасностью провалиться. Обязательно иметь верёвку для перехода через опасные участки.
Голдберг Антон – 1 прокол, лопнула 1 спица.
Мартынов Рома – не переключался передний переключатель.
Расходы |
Цена на 1 участника |
Заброска, выброска Новокузнецк – Тайга, Сахюрта – Иркутск, Тайга – Новокузнецк (на микроавтобусах) |
4 500 руб. |
Ночёвки в Хакусах, Заворотном |
950 руб. (за 2 ночи) |
Поезд Тайга – Севробайкальск, Иркутск – Тайга |
6500 руб. (туда и обратно) |
Провоз велосипедов на поездах |
400 руб. |
Продукты |
1800 руб. |
Столовая |
200 руб. |
Всего на одного человека |
14350 рублей |
Басалаев Андрей (руководитель)
Гольдберг Антон (фото-и видеооператор)
Гордеев Арсений (казначей, примусолог)
Мартынов Рома (врач, хранитель аптечки)
Мосин Андрей (механик)