25.11.2014. День четвертый. Пробег 25 км.
Навигатор показывает, что пограничный переход находится в 150 метрах от отеля. В 07.00. торчим у перехода. Тишина и никакого движения. Вдруг появляется заспанный таец и начинает объяснять, что здесь перехода нет. Что есть новый переход, и надо проехать до него еще 10 километров.
Быстро докатываем до нового перехода, и буквально через несколько минут переход открывается, и мы без проблем проходим паспортный контроль. Но проблема все же возникает. Дальше по мосту через Меконг до лаосской заставы на велосипедах ехать нельзя. Надо покупать билет на автобус за 125 бат. Опять Андрей включает пантомиму под названием: «ви доунт хэв мани». На сей раз Тайцы очень сильно недоумевают, и совсем уходят куда-то. Приходится покупать билеты и напрягаться с загрузкой велов в этот автобус. А ехать-то всего три минуты.
На Лаосской стороне попадаем в город Huai Xai, и так же приходится 10 километров возвращаться к центру этого городка. По пути нашли банк и обменяли по 100 долларов на лаосские кипы. Курс 1 доллар – 8000 кип.
Приехали на пристань Slow boat (медленная лодка) И снова мы счастливчики. Лодка до Луанг Прабанга (Luang Prabang) отходит через 40 минут. Покупаем билеты за 300000 кип ( 37,5 долларов) на человека вместе с велосипедом и идем загружаться.
Лаосцы на лодке молодые, приветливые и все понимающие без слов. Они забрасывают велосипеды на крышу и надежно крепят веревкой. Нам предстоит 2 дня плыть в этой лодке по одной из великих рек Мира – Меконгу. Идем искать лаосскую вкуснятину. Надо поесть и затариться едой.
В 11.50 отчаливаем. Пассажиров в лодке около 100 человек. В основном молодые бэкпекеры из Америки. А мы-то ожидали увидеть полную лодку лаосцев с мешками риса, курями, козами и свиньями.
На всякий случай, небольшое отступление:
В буквальном переводе с английского бэкпекер – это «рюкзачник», человек с рюкзаком. Backpack – это рюкзак.
Бэкпекеры - это свободные путешественники, которые ездят по разным недорогим странам, останавливаются в бюджетных (бекпекерских) гостиницах, гест-хаусах и хостелах, питаются в простых бюджетных столовых и кафе, оставляя деньги на перелеты бюджетными авиарейсами в следующую страну. Путем небольшой экономии, неприхотливости и позитивного взгляда на мир, бэкпекеры умудряются проводить в путешествиях многие месяцы и даже годы.
Бэкпекерство, является особой субкультурой. В отличие от организованных туристов бэкпекеры - сами себе хозяева. Они сами выбирают свой маршрут, рассчитывают бюджет, уделяют минимум времени шопингу и прочей чепухе, а также высокомобильны. Некоторые бэкпекеры умудряются за пару-тройку месяцев посетить с десяток стран. Хотя другим бэкпекерам свойственно зависать на месяц-другой в особо живописных и бюджетных местах. Особенно, если собирается теплая компания других бэкпекеров.
Сначала и мы, и эти американцы с полчаса снимаем во все стороны красоты Меконга. Затем фотографический бум спадает, и американцы из разных компаний моментально сближаются и начинают распивать всякие напитки и бурно общаться. Они все одного поля ягоды.
Так удивительно, вроде такие же белые, как и мы, и так же одеты, но совсем другая раса. Отрасти русскому мужику бороду, как у этих юношей, посади среди них, и он сразу выделится, как белая ворона. Так же и девушку нашу наряди в их тряпочки, все равно свою узнаешь. Я далек от критицизма и не хочу сказать о них ничего плохого, но парни бэкпекеры, несмотря на свои бороды до пояса, вид имеют какой-то не вполне мужественный. Они этими бородами, как будто прикрывают недостаток брутальности. А девушки бэкпекерши все до единой отличаются отсутствием женской красоты. Это такая специальная порода девушек. Мы их видели очень много и ни одной симпатичной. Ну, что тут поделаешь? Это медицинский факт. Похоже, что верхнечакренные процессы русских и американцев отличаются сильней, чем русских и азиатов. Кстати, границу утром пересекали с полным автобусом пожилых, под два метра ростом датчан. Тоже инопланетяне.
К вечеру градус общения бэкпекеров достиг апогея. В сумерках лодка пристала возле городка Pak Beng. Все бэкпекеры быстро растворились по гест хаусам. А мы попросились у лаосцев переночевать в лодке. Капитан любезно позволил, и даже на палубе нам постелили коврик и позвали к себе разделить вечернюю трапезу. Мы поскромничали, отказались. Андрей с Петей пошли в городок в кафе, а я сижу на пристани, смотрю на Меконг и на южное звездное небо. Там и сям на берегу сидят лаосцы возле маленьких костерков. Негромко играет национальная музыка, и аромат стоит непередаваемый. Так хорошо. Пришлось собрать последние остатки воли, чтоб опять не угодить в нирвану. Хочется еще побродить в круге сансары.
26.11.2014. День пятый. Пробег 16 км.
Спалось в лодке очень хорошо. Но в 5 утра лаосцы уже носились, как угорелые. Они вытащили наши велосипеды, показывая, что и нам пора честь знать. Только мы с пожитками сошли на берег, как лаосцы помахали нам ручкой, и лодка растворилась в утреннем тумане. Выяснили, что дальше мы пойдем на другой лодке. Пока кукуем на берегу в темноте и клочьях тумана.
С рассветом городок Pak Beng оживает, и мы едем искать пропитание.
Постепенно на пристани собирается вся вчерашняя публика. Загружаемся в следующую, точно такую же лодку и в 09.00. отчаливаем. Бэкпекеры отходят от вчерашних излишеств и сидят тихо.
Из любопытства замерили по JPS скорость бота. Она колеблется в пределах 26-28 км/ч.
И даже не столько пейзажи красивые проносятся мимо, видали и покрасивей, но сама атмосфера вот этого передвижения по Меконгу не забудется никогда. Великая река, она потому и великая, что имеет пресловутую повышенную энергетику. И это тоже научный медицинский факт без всякой эзотерики.
Поперек всех впадающих ручьев и речек стоят сети. Деревень чаще всего не видно, но везде среди джунглей на таких невообразимо крутых склонах лысеют засаженные рисом и еще чем-то поля. Если у нас понятие «поле» - это горизонталь, то здесь, поле – это, как минимум, 45 градусов, то есть практически – вертикаль.
Деревни спрятаны в джунглях и с реки их не видно. Мы это хорошо поймем завтра, когда сами поедем вдоль Меконга. Люди выходят на берег, машут майками, и наша лодка пристает и берет новых пассажиров, как правило, с мешками, набитыми, чем-то тяжелым.
Иногда на берегу можно увидеть слонов с наездниками на спине. И это не шоу для туристов, а обычная повседневная жизнь.
Ближе к Луанг Прабангу пошли такие красивые, причудливые карстовые горы.
Проплыли мимо пещеры Пакху. Сюда возят туристов из Луанг Прабанга, а мы на скорости прошли мимо.
Много на реке бетонных ступенчатых сооружений, часто сделанных на торчащих из воды скалках. Наверное, это навигационные знаки, чтоб лодки не напарывались на эти скалки при изменении уровня реки.
В 16.50 прибыли в древнюю столицу Лаоса Луанг Прабанг. До 1975 года, когда образовалась Лаосская Народно-Демократическая республика, здесь была ставка короля Лаоса. Город охраняется ЮНЕСКО, как объект мирового наследия.
Скоро будет темно и надо успеть определиться с ночевкой. Гестов в городе очень много, но они или заполнены, или цена в 130000 кип (16дол.) нам пока кажется завышенной. Но у нас в арсенале есть навыки бомжей. Мы даже в этом городе и с дефицитом времени умудрились найти на горке укромную поляну. Бесшумно поставили палатку и спокойно спали до первых петухов.
27.11.2014. День шестой. Пробег 97 км.
Нужно сказать, что самое страшное в Юго-Восточной Азии это петухи. От петухов нет спасения нигде. Ни в отеле крупного города, ни в джунглях. Петухи обязательно есть везде. И полноценно выспаться невозможно – петухи гарантируют. Первые петухи начинают кукарекать часа в 2 ночи, и продолжают кукарекать каждые полчаса с небольшими перерывами до наступления рассвета. Возможно, у местного населения к петухам есть иммунитет. А мы страдаем. С рассветом петухи уже не страшны даже таким темным личностям, как мы. Ибо с рассветом мы уже двигаем ногами в среднем темпе.
Вот и сегодня мы встали в 05.00. под кукареканье седьмых петухов. Петя вчера определил, что Андрей плохо переключается, по причине разлохмачивания тросика. Сегодня меняем тросик под удивленными взглядами, идущих по тропинке в гору лаосцев. Палатка и велосипедисты на городских задворках – неожиданная картинка.
Поехали осматривать достопримечательности Луанг Прабанга.
Поднялись на храмовую гору Пху Си, посмотрели и поснимали город с высоты птичьего полета. Правда, не бесплатно. Билет на гору стоит 20000 (2,5 дол.) – полноценный завтрак.
Сам город нам показался довольно пыльным и замусоренным. Но набережная Меконга весьма симпатичная. Есть уютные кафе и кофейни с хорошим кофе.
У тайцев относительно лаосцев существует словесный штамп: Лаосцы слушают, «как растет рис». Это как для нас прибалты медленные, так для тайцев лаосцы не слишком расторопны. Пока мы не замечали какой-либо заторможенности у народа лао.
Взяли курс на водопад Куанг Си. До него 24 километра вниз по Меконгу, затем 4,5 километра в горы. Также надо покупать билет за 20000 кип. Уже мы видим здесь многих вчерашних американцев. Люди предаются удовольствиям на всю катушку.
Водопад, конечно, стоит того, чтоб его посмотреть и побыть здесь. Очень похоже на тайские водопады в национальном парке Эраван. Вряд ли фотографии отразят его красоту, но это одно из чудес природы, обязательное для посещения в Лаосе.
Возвращаемся на дорогу и продолжаем путь вниз по Меконгу по грунтовке. Деревень много, и в каждой деревне школа со стадионом и тысячи детей. Если Германия – страна стариков, то Лаос – страна детей. Их здесь в несколько раз больше, чем взрослых. Все в пионерских галстуках, белых рубашках. Едут в школу на велосипедах и мопедах, идут пешком с разноцветными зонтиками.
Мы едем по оптимальному рельефу: горка - спуск, вверх - вниз. Пейзажи приятные, грунтовка тоже неплохая. Больших машин вообще нет, а маленькие редки. В основном едут мопеды. Сельхозжители приветствуют нас везде криком: «Сабайди»! Мы тоже стали всех приветствовать: «Сабайдии»! Лаосцам это нравится, они хохочут.
Время 17.30. Уже надо вставать, а мы еще не доехали до намеченной на сегодня цели, городка Муанг Нам (Muang Nam). Решаем ехать до предела, ибо завтра предстоит нелегкий горный день. Едем в темноте с фонарями. Благо, дорога пустынна. Переезжая один из мелких ручьев, увидел на дороге змею, которая прыжками пыталась скорей исчезнуть из луча света фонарика.
В 19.10. приехали в Муанг Нам, нашли гест, который держат вьетнамцы. Они, узнав, что мы из России, прямо было видно, как расчувствовались и пожали нам руки. Цена за гест была самая смешная в Лаосе – 60000 кип (7,5 дол.).
28.11.2014. День седьмой. Пробег 65 км.
Выехали из геста и сразу в кафе. Выбора блюд нет, только супчик фо(pho). За городом сразу начинается подъем с градиентом 12%, а временами и больше.
Выезжаем на хребет и 14 километров едем в сгустившемся тумане, вроде по плоскогорью, до поворота на Каси (Kasi).
Сразу начинается очередной подъем. Туман уходит, становится жарко. Протяженность двенадцатипроцентного подъема тоже 12 километров.
И на этом подъеме случилась встреча, которую случайной язык не повернется назвать. Гляжу, Петя впереди с каким-то велосипедистом толкует. По всем неуловимым признакам – наш человек. Знакомимся. Костя Желваков, 25 лет, родом из Киселевска. Кааак? Киселевск находится в 40 километрах от Новокузнецка! Наш Андрей в нем родился, учился и женился!
Но Костя, в отличие от Андрея, вырос в Нерюнгри. Окончил Новосибирский университет. Два года работал в Лейпциге. Два месяца ехал автостопом из Новосибирска до Гонконга через Алтай, Монголию и весь Китай. В Гуанчжоу купил велосипед и еще два месяца едет один на велосипеде. Проехал Южный Китай, Вьетнам, и вот теперь Лаос. Очень добрый, интересный и умный человек. Ну как можно случайно встретить в ином параллельном мире, человека, родившегося с тобой в одном городе, да еще с тараканами в голове с одной кухни с твоими тараканами?
Пока наши пути с Костей совпадают, мы едем вместе. У Пети заболело колено. Где-то на этих подъемах он его подорвал. По описанию симптомов боль в этом месте мне хорошо знакома. Часто бывает от перенапряжения и обычно проходит сама собой. Мажем колено звездочкой и заматываем эластичным бинтом.
Высота первого промежуточного перевала 1691м. Скатились с перевала километра два с небольшой потерей высоты, и встали на обед возле домика лаосцев. Пока мы мастрячили на газу кипяток, Лаосцы, муж с женой, распознав, что мы собрались есть, притащили вареный рис и всякой зелени. Костя достал сладкую редьку и чай, который мы до сих пор не могли нигде купить. Мы вывалили в рис рыбные консервы, и все, в том числе лаосцы славно отобедали.
Сразу после обеда подъем на следующий перевал высотой 1857 метров. На спуске, на одном из витков смотровая площадка. Много буржуев. Костя свободно со всеми общается на великолепном английском.
Спускаемся с перевала 14 километров, и в сумерках останавливаемся на краю деревни, на огороженной полянке, на берегу пруда. Земля оказывается чья-то. Приходит лаосец, мы ему жестами объясняем, что мы здесь хотим ту «слип». Он говорит: «Окей». Позже, уже в полной темноте приходит, собирает бамбуковый сушняк и разводит рядом с нами костерок. Мы все подтягиваемся погреться. Диалог ограничивается взаимными улыбками.
29.11.2014. День восьмой. Пробег 89 км.
Утром туман такой, что тент у палатки, как после ливня.
Лаосский народ сидит семьями возле своих домиков у маленьких костерков. С утра все нахохлившиеся, как зяблики, «Сабайди» пока не кричат. Еще не проснулись или не отогрелись. Смотрятся они возле своих костерков очень трогательно. Может быть, они слушают, как растет «рис»? Дома распахнуты, видно все содержимое комнат. Кровати, да телевизор. Полы у всех кафельные. Мы обратили внимание, что окна в 99% домов закрыты ставнями, в домах всегда полумрак.
В Каси завтракаем в кафе и двигаем к городу Vang Vieng. Через 37 километров начинается подъем на небольшой перевал. Протяженность подъема 4 километра, высота перевала 664 метра. С этого перевала до Ванг Виенга самые красивые, фирменные лаосские виды.
Но у Пети совсем разболелось колено, его трясет, у него высокая температура. Останавливаемся у речки передохнуть, постирать тряпки, искупаться, поменять Андрею тормозные колодки, посушить палатки.
К сожалению, медика у нас в команде нет. Я самозвано числюсь не то шаманом, не то Чумаком. Поэтому меры по исцелению Пети нетрадиционные: делаю ему бесконтактный массаж колена, прочищаю чакры. Петя сразу стал молодцом. Ну, еще чисто, как плацебо, кормим его кеторолом и выдаем ему пирамидон. Я непрофессионально диагностирую, что повышение температуры спровоцировано солнечным излучением. С такими, пострадавшими от солнца пациентами, я уже сталкивался.
До Ванг Виенга Петя докатил, но ясно, что ему нужна передышка, а у нас на завтра и послезавтра назначен самый сложный и неизведанный участок от Ban Nalao до Ban Nam Siem и набор высоты 4700м. Думаем, как быть? Андрей полагает, что Петя вообще уже не жилец, что ему томографию колена надо делать, а там и до ампутации недалеко. Признаюсь, он смог поколебать мое спокойствие. Решаем радикально поменять маршрут. Изначально мы планировали после Ban Nam Siem приехать в Долину кувшинов, а затем в город Пхонсаван. Из Пхонсавана мы планировали на автобусе вернуться в Луанг Прабанг и продолжить путь к Вьетнаму по маршруту Светы Глушковой.
Теперь же мы придумали доехать из Ванг Виенга до Пхонсавана на автобусе, а оттуда ехать на велосипедах к Луанг Прабангу и далее по маршруту.
На въезде в Ванг Виенг находится автовокзал. Купили на завтра билеты до Пхонсавана за 150000 кип (19 дол.) каждый вместе с велосипедом. Тут нам приходится расстаться с Костей. Ему надо послезавтра выехать из Лаоса, так как у него кончается пятнадцатидневный срок безвизового пребывания в Лаосе. Он хочет доехать до Вьентьяна, пересечь границу с Таиландом и въехать обратно в Лаос на очередные пятнадцать дней. Тепло прощаемся с ним. До встречи в Интернете! А может, кто знает, и в жизни. На все воля Будды всемогущего.
А мы едем искать предварительно место ночевки на берегу реки Nam Xong. Место мы быстро нашли и поехали осматривать город. По нашему мнению Ванг Виенг самый красивый город в Лаосе. Тут Мекка бэкпекеров и всяких прочих прожигателей жизни. Они тут зимуют, как перелетные птицы.
Объедаемся блинчиками с бананами. Закупаем манго и едем на берег, где наметили сделать нашу резиденцию на предстоящую ночь.
Место ночевки красивое, но даже в темноте по этой узкой речке снуют моторные лодки. К нам так же подошел пожилой лаосец, пытался уговорить ночевать в другом месте, но потом махнул рукой, сказал: «Окей».
30.11.2014. День девятый. Пробег 2 – 3 км. Автобусная дневка.
С рассветом по реке затарахтели прогулочные лодки. По всем признакам везут на экскурсии китайцев. А те фотографируют нас с лодок, как настоящую неповторимую экзотику.
К 8.00. приехали на бас стэйшен (автовокзал). Мини бас на Пхонсаван уже стоит. Но непонятно войдут ли наши велосипеды на крышу. Водитель спокоен, его спокойствие и нам передается. Сегодня с утра совсем нет тумана, что удивительно.
В 9.30. выехали. Дорога исключительно горная. Один перевал следует за другим. И неподдающееся подсчету количество витков серпантина. От этих непрерывных виражей одной женщине стало совсем плохо. Она страдает над полиэтиленовым мешком. Ближе к Пхонсавану ландшафт сильно изменился. Горы кажутся намного ниже, на холмах растут сосны. И стало намного холодней.
В 16.30 приехали.
Нам не повезло с погодой. Сейчас здесь лютая зима. Солнца нет, небо серое, и город кажется тусклым и неприветливым. Скорее всего, это ложное впечатление, и под Небом Голубым, этот город мог бы стать Золотым. И кстати, «Пхонсаван» в переводе означает «Райские холмы»
Во время Вьетнамской войны в окрестностях Пхонсавана проходила так называемая тропа «Хо Ши Мина». Это название серии сухопутных и водных транспортных путей общей протяжённостью свыше 20000 км на территорииЛаоса и Камбоджи, во время войны во Вьетнаме использовавшихся Демократической Республикой Вьетнам для переброски военных материалов и войск в Южный Вьетнам>. И на город Пхонсаван американцами было сброшено рекордное количество авиабомб за всю историю человечества. Более 2000000 тонн. Город имел тогда другое название, он назывался Xieng Khouang, и он был стерт с лица земли. Современный Пхонсаван отстроен заново.
Эти бомбы сейчас стоят, как экспонаты, или как памятники возле магазинов и кафе.
Только ради Wi Fi устроились в гест, и пошли закупаться на завтрашний путь и набивать брюхо на сегодняшний сон. Рядом с гестом большой рынок, и набивать брюхо там есть чем. Выбор от жареных бананов в кляре до жареных летучих мышей. По мне так паука съесть проще, чем крылышко и ушко летучей мыши.
01.12.2014. День десятый. Пробег 99 км.
Стартуем в 06.30. Очень холодно, на флисках иней, изо рта пар. Попадаются лаосцы в русских шапках ушанках. А монахи идут со своими утренними корзинами босиком. На них холодно смотреть.
Едем в «Долину кувшинов».
Долина кувшинов — группа площадок с историко-археологическими памятниками в Лаосе, в провинции Сиангкхуанг. В Долине кувшинов находятся тысячи больших каменных горшков, рассеянных у подножия Аннамского хребта, разделяющего Лаос и Вьетнам. Размер горшков составляет от половины до трёх метров, их вес достигает 6000 килограммов, а возраст составляет предположительно от 1500 до 2000 лет. В данный момент решается вопрос о присвоении Долине Кувшинов статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ситуация осложняется тем, что провинция Сиангкхуанг в 1970-х годах подвергалась массированным бомбардировкам со стороны американских ВВС во время так называемой Секретной Войны. По этой причине значительная часть территории долины остается неразминированной и, поэтому недоступной для туристов. Антропологи и историки выдвигают предположения, что кувшины использовались либо как погребальные урны, либо для хранения воды. Лаосские легенды говорят, что в этой долине жили великаны.
Через 9 километров мы на месте. Билет стоит 15000 кип. Очень плотный туман, фотосессия обречена на неудачу. Или, наоборот, туман добавляет мистицизма и таинственности.
К разряду мистики можно отнести то, что среди этих кувшинов мы в очередной раз встретили человека, хорошо говорящего по-русски по причине наличия русской жены. На этот раз это был румын. И жена его из Томска, и он там бывал, и про Новокузнецк все знает.
Суем свой нос в каждый кувшин. Тоже напрягаем мозги, пытаемся разгадать тайну кувшинов. Местная версия, что здесь жили великаны, явно самая правдоподобная.
После экскурсии завтракаем и едем в направлении Луанг Прабанга. На обочинах попадается старая добрая советская техника: Жигули пятой модели, Газ 53, ЗИЛ 131, МАЗ.
В этом районе совсем другой Лаос. Вместо пальм и бананов – сосна лаосская длиннохвойная, да ивняк тропический обыкновенный. Окружающие холмы не кажутся высокими, но реальная высота этих мест 1100 – 1150 метров. Поэтому так холодно, и поэтому нам пока некуда набирать высоту. Хотя, чем дальше на запад, тем все больше сглаженность холмов перерастает в привычный рельеф с крутыми склонами замысловато закрученных хребтов.
В деревнях много красивых девушек в национальных одеждах. Такое ощущение, что у них какой-то праздник или обряд. Несколько раз видели, как девушки и парни стоят в два ряда друг против друга и бросают друг другу теннисные мячики.
На обочине базарчик. Продают маленькими вязанками, что бы вы думали? Дрова. Красного цвета. Наверное, из ценных пород дерева? Или с невероятной теплоемкостью?
Вообще дома здесь, конечно, не имеют отопления. Но сколько мы едем, мы видим повсеместно постоянную заготовку дров. Лаосцы лезут, без преувеличения, по вертикальным склонам над дорогой в колючую чащу и оттуда сверху спускают на дорогу сухие жердины. Чтобы на дрова использовали живые деревья, мы такого не видели. Потом эти жерди везут на мопедах и связками, и по одной, и волоком на буксире, и на плече, управляя мопедом одной рукой. Используют дрова для приготовления пищи и для романтических утренних и вечерних костерков. Дров во дворах бывает заготовлено не меньше, чем у нас в деревнях на зиму.
Это местные домашние животные свинобегемотокоровы. «Бегемото», потому что мы видели, как эти зверюги ныряют в реку с головой.
Сегодня у нас пошла катуха. «Катуха» – это такое состояние, абсолютно независимое от твоей физической формы, когда велосипеды едут сами без всяких твоих усилий, и ты не замечаешь ни времени, ни километров. А когда часам к 13, засосет под ложечкой, глядь на табло, а уже 72 километра позади. Съел чая с печенькой, отполировал бананом, и дальше катуха. Колено сегодня Петю не беспокоит. Наверное, день передышки тому виной.
Все наборы высоты оказываются локальными. За набором 200 метров следует потеря 500 метров. И так раз за разом. Высота перевальчика перед деревней Nam Chat 1378 метров.
За деревней Nam Chat начинается уже серьезный настоящий подъем. Время 16.00., надо задумываться о месте ночлега. Вдруг, на подъеме навигатор нагло приказывает свернуть налево на мопедную тропку, круто уходящую в гору. Мы послушно свернули, правда пока без велосипедов, и через километр нашли стандартный бамбуковый навес на краю пропасти. Теперь уже со всем скарбом переезжаем к этому навесу и ставим палатку прямо на хлипкий бамбуковый настил.
Но все-таки, что за страна, Лаос. Вроде забрались в такие дебри. Деревни очень далеко. Но мимо нас постоянно, то мопеды едут, то ребятишки гурьбой идут, то вообще романтические парочки за ручку. Везде здесь люди. Нигде не спрячешься. Хорошо, что дружелюбные, здороваются, улыбаются и проходят мимо.
Сегодня и у нас по общему признанию, самая романтическая ночевка с видом на горные джунгли.
02.12.2014. День одиннадцатый. Пробег 63 км.
Продолжаем ехать по тропе, ибо навигатор показывает, что выйдем на большую дорогу. Но через полтора километра трек пропадает. И эта тропа в навигаторе пропадает. Заводим Андрюхин планшет. Он показывает, что тропа уходит в противоположную от дороги сторону. Возвращаемся назад и выходим на большую дорогу.
Сегодня обычный плотный туман, но впервые сыплет настоящий дождик, мелкий и мерзкий. Поднимаемся до какой-то деревеньки. Здесь живут также совсем другие люди. Более широкоглазые, и с афронегритянским цветом кожи. Какое-то другое племя, может это и есть горные кхмонги? Деревеньки бедные, домишки бамбуковые. Крыши крыты травой.
Прямо на обочине дороги молотят кукурузу.
На краю деревень обязательно есть площадка, на которой подростки и взрослые мужчины играют плетеным бамбуковым мячом, перебрасывая его через сетку, как в волейболе. Только играют они ногами, головой и плечами. Играют виртуозно. Мяч не касается земли подолгу. Это практически – цирк.
Лаосские мужчины очень крепкие и мускулистые, лица их красивы. Красивых женщин тоже очень много. Вчера и сегодня видели много мужчин с ружьями и карабинами. Наверное, охотники.
Едем, постоянно траверсируя склон хребта, то сбрасывая сотню метров, то набирая.
Перевалы и в Лаосе, и во Вьетнаме никак не обозначаются. Никаких Обо или чего-то подобного нет. Не испытывают местные народы почтения к перевалам. Классические перевалы здесь вообще редкость. Обычно дорога выходит на ось хребта, а потом петляет вдоль гребня, переходя в перемычках между вершинами то на одну сторону хребта, то на другую. При этом она страшно извивается. Поэтому километраж не отражает пройденного перемещения. Вроде 7 километров отмахал, а вон оно это место, от которого начал отсчет, на противоположном склоне, метрах в пятистах.
У Пети опять заболело колено, поэтому едем медленно. К 13.00. только 42 километра. Сегодня некатуха. «Некатуха» - это такое состояние, также независимое от уровня физической формы, когда, сколько бы и каких бы усилий не прикладывал, велосипед упирается, ехать не желает, километры отматываются нехотя. Обычно некатуха бывает на следующий день после катухи. Это приблизительно, как похмелье после пьянства.
Все же перевал перед спуском в городок Pho Khou был почти классический. Высота его 1515метров. Километров 10 скатываемся до этого городка, который стоит на перекрестке трех дорог: на Луанг Прабанг, на Пхонсаван и на Ванг Виенг.
Заселились в дешевенький гест. Пете надо ногу восстанавливать. Да и под дождем искать место в этих джунглях неохота. На улицах воняет тухлой рыбой.
03.12.2014. День двенадцатый. Пробег 87 км.
Пасмурно. Дождались, когда запахнет вкусным из кафе, поели супчик pho и поехали. Уже и проехали немало, и сбросили метров 300. и набрали не меньше, а тухлой рыбой продолжает вонять. Андрей говорит, что это классический запах Азии. По-моему, о нем даже какой-то великий поэт, писал в своем бессмертном произведении.
Лаосская деревня в горах имеет, как правило, одну улицу, она же дорога. Домов, которые жмутся к склону горы или мало, или вообще нет. В основном, все дома жмутся к пропасти. Задняя часть домов, стоит на высоких сваях, практически, как бы висит над пропастью. В пропасть стекают все нечистоты. Следует сказать, что лаосцы очень чистоплотны. Даже сегодня в такой холодный день мы часто видим, как они моются с ног до головы, поливая себя из шлангов. Женщины умудряются все это проделать на виду у всего мира, как-то хитро заматываясь в простынь. Постоянно женщины заняты стиркой. Если не стирают, то вышивают или плетут из тростника, или шьют на швейных машинках «Зингер». И при этом одновременно водятся с детьми. В общем, вся деревенская жизнь проходит на обочине дороги. Здесь они все производят, и сушат и перерабатывают все произведенное.
Так же, как и вчера едем, подрезая склон хребта, теряя и набирая высоту. Третий день трафик очень маленький. Встретили группу велотуристов из ЮАР. И мы, и они очень были удивлены. Опять наш проклятый языковой барьер не позволил нормально пообщаться.
Самая высокая точка, с которой начался глобальный спуск 1423метра. Спуск настолько глобальный, что длился непрерывно ровно 20 километров. Реально устаешь ехать вниз. Внимание притупляется. Очень опасно.
Потеряв километр высоты, выкатились на мост через реку Nam Ming, и сразу вновь подъем.
Все деревеньки на этом пути имеют в начале названия слово Киев (Kiew)
Петино колено опять запульсировало болью. Опять он жует кеторол. Кеторол реально дает ему возможность ехать.
На ночь встали в глухом темном лесу, проехав метров 300 за одну из таких деревушек «Киев». И тут произошло два события. Одно комичное, другое полукомичное:
Еще в Тае мы купили 3 пакетика лапши. Сегодня задумали их сварить. Когда вода закипела, Андрей спокойно так говорит: «Давай рис». – А что лапша? А в мешках с лапшой желтые резинки, которыми купюры и бигуди крутят. Анекдот. А ведь мы эти мешки с резинками подцепили среди мешков с лапшой. Внимательнее надо быть в азиатских магазинах. Можно вместо чечевицы удобрение на ужин прикупить. Пришлось нам доваривать последний рис.
Дальше произошло что-то такое, что мы и сейчас не знаем, как расценить. Видимо, мы расслабились и фонарями своими светили без умолку, и беседовали громко о чудесах превращении лапши в резинки. Хорошо поев, уже в темноте, мы стали устраиваться в палатке. Но тут к нашему, как мы думали укромному убежищу, подвалили с фонарями восемь местных мужиков с карабинами и тесаками. Они еще издалека начали кричать: "Окей, Окей", видно чтоб мы не обкакались от испуга, сразу обозначив добрые намерения, потом пожали руки, но пояснили, что тут нельзя «ту слип», надо идти в деревню «ту слип». Пытались объяснить, что тут "кирдык" и секир башка. Жестами, конечно. Прямо хватали наши велики и пытались их увести из леса. Изображали то ли тигра, то ли Кинг-Конга. Даже пытались дать нам телефон, на другом конце которого, кто-то по-английски пытался нам что-то объяснить. Даже стыдно стало, что «ви а фром Раша», и «ви доунт спик инглиш». Хотя Лаосцы, узнав, что мы из России, даже как-то смягчились. Но категорически нельзя «ту слип». Пришлось собраться и уходить. Правда в деревню мы с ними не пошли, сказали, что будем ехать до Луанг Прабанга в отель. (До Луанг Прабанга оставалось 40 километров) Не пошли в деревню не потому, что боялись, просто уже не хочется лишнего общения. Хочется спокойно лечь и спать.
Проехали потемну 4 км, разглядели в стороне от дороги пустынное футбольное поле и встали на идеально ровной и мягкой травке. Больше нас никто не беспокоил.
P.S. Костя Желваков написал мне, что в Лаосе действительно есть тигры. На севере Лаоса даже плакаты на дорогах установлены: «Осторожно тигры» И что тигры бывает, подходят близко к деревням. Когда охотники находят след тигра у деревни, все население оповещается, и люди ведут себя втройне осторожно. Еще опаснее, когда это след тигрицы с тигрятами. Он много слышал о таких случаях, беседуя с лаосцами через переводчика, знающего английский.
04.12.2014. День тринадцатый. Пробег 111 км.
Катимся вниз километров 15. Перед Луанг Прабангом небольшой перевальчик, который уже не воспринимается. Город проскакиваем без остановок. Все необходимые достопримечательности уже осмотрены.
Пасмурный с утра день разыгрался, становится жарко. Едем по долине красивой реке Nam Ou.
Несколько лет назад Света Глушкова по этой реке поднималась на лодке 120 километров. Сейчас река выглядит местами порожистой, воды немного, и передвижение на лодке, тем более намного выше по реке, кажется сомнительным. Но Света путешествовала в более влажный сезон, возможно воды было больше. А мы и не планируем эти лодки.
Через 80 километров кое-как усмотрели тропинку к реке. Спустились к песчаному пляжу. Искупались, освежились, постирали тряпки, сварили чай.
Сегодня видел переползающую дорогу змею. Змея была песчаного цвета, и я прямо осознал, как нелегко ее рассмотреть на земле. Много также раздавленных змей на дороге. Наверное, из-за близости реки. Змеи самых разных цветов: серые, желтые, зеленые. Все длинные, от полуметра и больше, и тонкие, как глисты.
На 104 километре уходим влево от реки на невысокий перевал. Пока на перевале ждали с Андреем Петю, толковали, что как хорошо, что сегодня он красавчик, и кеторол не глотает. И тут Петя скачет снизу на одной ножке. Расслабились, забыли, что мы под колпаком. И язык надо держать за зубами. Мысли, кстати, тоже надо, где-то прятать.
Скатываясь с перевала, смотрим по сторонам, в каких бы кустах заночевать? И вдруг вон оно - футбольное поле возле школы. Правда, на его краю ребята играют в одни ворота. Мы подъехали, показали, что мы хотим тут «ту слип», услышали в ответ: «Окей». Поставили палатку и стали варить рис с консервой. Ребята играли до темноты, потом просто ушли и все. Мы спокойно спали.
05.12.2014. День четырнадцатый. Пробег 81 км.
В 06.10 стартовали. Пасмурно. Места становятся немного низменнее. Горки пониже, и появляются плоские поля, засеянные разными культурами. Длинные равнинные участки дороги, как я и предрекал своим товарищам, утомляют сильней, чем подъемы.
Обнаружил, что еду без переднего крыла. Где я его мог незаметно посеять, ума не приложу. На стоянке точно ничего не оставалось.
Селения следуют без перерыва одно за другим. За 15 километров до большого города Pak Mоng дорога стала очень плохой. Большие участки разбитого асфальта, много фур и пыли.
В Пак Мунге (Pak Mоng) завтракаем в кафе и закупаемся продуктами на спецучасток, который нам предстоит проходить сегодня и завтра.
Через 12 километров после Пак Мунга свернули влево на грунтовку к городку Muang Khua. Этот отрезок в 80 километров мы придумали, как альтернативу передвижения до этого Muang Khua на лодке, как это делала Света Глушкова. Мы экономим, как минимум 120 долларов. Плюс этот участок был нам интересен, и он оправдал наши ожидания. Возможно это велосипедное первопрохождение. Хотя лавры велопионеров нас нимало не волнуют.
Первые 19 километров едем по строящейся китайцами дороге. Работают экскаваторы и самосвалы. Но пока она полностью грунтовая. Деревень пока много. Люди везде снуют. Дрова возят на мопедах волоком, бамбук режут, снопы какие-то таскают на полях, на рисовых чеках чего-то мотыжат. Жизнь трудовая кипит.
Через 19 километров строительная техника исчезает, начинается обычная наша русская грунтовка, только красного цвета. Дорога очень красива. Пятнадцатипроцентные подъемы и спуски. Через 8 километров таких горок, посреди какой-то деревеньки, у Андрея лопнула спица. Пока осматривали последствия аварии, разглядели сквозь колесо школьный стадион. Сам Бог велел идти туда ремонтироваться и жить до утра.
От домиков несется тихая национальная лаосская музыка. Она спокойная, мелодичная, и не набивает оскомину в голове.
На этот раз ребятишки возле палатки торчали долго, все им было интересно. Велосипеды разглядывали, горелку, палатку. Едва они ушли в темноту, мы отключились моментально.
06.12.2014. День пятнадцатый. Пробег 52 км.
Сразу начинается тяжелый рельеф. В гору только пешком, иногда и рюкзак на плечи вешаешь Уклоны нереальные. Стены. Но грунтовка без камней и ухабов, так что толкать можно.
На нашем пути было два селения. В обоих мы вызывали небывалый ажиотаж. На нас выходили посмотреть буквально все жители. А ребятишки сопровождали довольно долго, даже помогали толкать велосипеды вверх. Благо, что было настолько круто, что дети поневоле теряли к нам интерес. Во втором селении, которое, казалось настолько диким и не видавшим белых людей, к нам подошел парень и на приличном английском рассказал нам информацию о дальнейшей дороге до Muang Khua. Это очень нас поразило.
Еще я научился произносить название «Muang Khua», так, чтобы меня поняли. Ибо, если ты просто скажешь: «муанг куа», тебя не поймут. Сказать надо особым образом, подражая лаосцам, пропеть, а вернее, первое слово промяукать, а второе проквакать, в определенной тональности. И тогда ты получишь в ответ улыбку и «Окей».
Через 30 километров с этой мопедной грунтовки вылезли на более широкую грунтовку с бетонными столбами ЛЭП. Высота 1230 метров. Уходим по треку налево. Продолжаем набирать высоту, траверсируя и лавируя. Выехали на плато, откуда начинается спрофилированная и утрамбованная дорога. Высота 1310 метров.
Но наш трек уходит вправо по очень плохой дороге. Решаем не рисковать и ехать по треку. Ох, и намучились мы на этом отрезке. Опять подъемы и спуски, да еще на волосок от края пропасти. Здесь, как раз возникли ухабы и камни.
Оказалось, зря мучились. Опять выехали на эту новую, строящуюся дорогу. И уже по ней неслись вниз до самого Muang Khua. Сбросили 900 метров высоты.
Там заселяемся в гест, объедаемся всем подряд. Были бы летучие мыши, и их бы съели.
07.12.2014. День шестнадцатый. Пробег 66 км.
Сегодня ночью петухи начали хоровое пение в 02.00. и никаких пауз не делали. У петухов весь смысл их петушиной жизни, это чтоб люди добрые не дрыхли на мягких тахтах, а с середины ночи начинали ворочаться и размышлять о смысле своей человечьей жизни.
Встали поздно. Пошли в кафе. Хозяева кафе слушают, как растет рис. Ходят полусонные. Поэтому мы выехали небывало поздно в 08.00.
Едем вниз по реке Nam Ou. Кстати, переехали реку по мосту, а не на пароме. И дорога – новый асфальт.
Через 7 километров повернули налево, на север и вверх. Подъем длиной 15 километров.
38й километр мы в деревушке Муанг Май (Muang Mai). Дальше 9 километров вверх по реке, но пока без серьезного набора высоты. Затем начинается семнадцатикилометровый подъем до самой границы с Вьетнамом.
По пути приглядывались, где бы укромно переночевать. Так и выехали к пограничному переходу. Переход уже закрыт. Решаем ставить палатку прямо возле перехода, на обочине дороги. Больше податься некуда.
Рядом гигантское здание, там пацаны в футбол играют, уборкой территории занимаются, с граблями и тяпками лазают. Мы думали, это интернат какой-то спортивный. Один пацан в спортивной форме подошел к нам просил прокатиться на Петином велосипеде, звал поиграть в футбол.
Завтра оказалось, что все эти пацаны – офицеры пограничники. В ЮВА с возрастом можно сильно ошибиться. Семнадцатилетним пацанам может быть далеко за тридцать.
По Лаосу пройдено 840 километров живописнейших горных дорог. Лаос страна с мощной природой и прекрасными людьми. Каждый день, проведенный здесь, мы ощущали чувство восторга, переходящего в эйфорию.
Треки: