бесплатная доставка
бесплатная доставка

Ваши отчеты • Таиланд–Лаос–Вьетнам 2014. Часть III. ВЬЕТНАМ

IMG_1771.JPG

 

08.12.2014. День семнадцатый. Пробег 99 км.

В 07.45. начали пропускать через границу. Проблем при переходе не было. Поднялись еще 3,5 километра до фактической границы, которая, как и полагается, проходит по гребню хребта. Сфотались и скатились еще 2,5 километра до вьетнамского перехода.

DSC01718.JPG

Здесь тоже проблем не было. Прямо на выходе с перехода в кафе поели суп pho и поменяли оставшиеся лаосские кипы на вьетнамские донги по курсу 1×2,5.

Очень холодно. От границы 8 километров спуска, затем подъем и нормальный асфальт заканчивается. Дорога узкая, пыльная, разбитый бывший асфальт.

DSC01720.JPG

IMG_1778.JPG

Вьетнамцы внешне сильно отличаются от лаосцев. Особенно мужчины. И разницу эту сложно объяснить, чтобы не обидеть вьетнамцев. К тому же это наше очень субъективное впечатление.

Через 36 километров въехали в Dien Bien. Если сказать, что движение на дорогах хаотичное, значит, ничего не сказать. Эту тему движения на Вьетнамских дорогах я затрону позже. А сейчас нам надо с ходу вписываться в эту сутолоку и остаться живыми.

В первом, обнаруженном банке, нам не смогли поменять наши доллары. Потому что не смогли на машинке идентифицировать наши купюры. Просто девушки элементарно не умели пользоваться этой машинкой. Похоже, она у них стоит без применения, а тут мы, такие белые, возникли из другого измерения с неведомыми долларами. Во втором – вообще принципиально не меняли, нет такой услуги. Третий банк в 11.30. уже оказался закрыт на обед до 13.30.

Ну и как обычно, Андрей покрутил головой, и стремительно куда-то рванул. Мы с Петей, как цыплята, за ним. Подъехали к ювелирному магазинчику, и продавец спокойно, без идентификации обменял нам валюту по курсу 1 доллар – 21000 донгов.

Увидели на обочине ручной прокатный стан. Прокатывают на этом стане стебли сахарного тростника. Таким образом, за несколько пропусков отжимают три стакана сока. Сок очень вкусный. Хорошо освежает. Пришлось заставить девушку прокатчицу потрудиться неоднократно.

После Dien Bien преодолели пятикилометровый подъем и скатываемся вниз до 88 километра по долине реки song Nam Muc. Затем дорога уходит вверх по притоку этой song Nam Muc.

IMG_1788.JPG

Встретил переползающую дорогу гусеницу тысяченожку. Длиной она была больше моей ступни. Наверное, очень вкусная.

За довольно большим городом Muang Cha, на берегу этой реки находим укромное место и ставим лагерь.

IMG_1792.JPG

Первые впечатления от первого дня во Вьетнаме:

Здесь, конечно, своя, отличная от Лаоса, красота. И здесь глобально холодней. Люди и дети приветливые, но тоже попрохладней. То есть уровень выражения позитивных эмоций, чуть ниже, чем в Лаосе. Это вообще, не претензия к вьетнамцам. Ибо стоит представить путешествующего на велосипеде вьетнамца, на российских просторах, то он столкнется с таким, в лучшем случае, равнодушием, что его заранее жалко.

Красивых женщин и девушек много. Все они практически поголовно в национальных одеждах. Мужчины одеты современно.

По-английски не говорит никто. Совсем. Знают только слово: «Хелё», что значит: «Привет». Даже заставить понять, что мы спрашиваем: «Сколько стоит?» удается с большим трудом. И характерные международные жесты применяем, и деньги достаем, под нос суем, и на бумажке цифры пишем. Они не понимают, что от них требуется. Это касается, в основном, женщин. Мужики, более сообразительные. Когда понимают, закатывают глаза, и прямо видно, как соображают, сколько бы заломить. Но бывают исключения, когда понимают быстро, и цену называют сразу. Это бывает нечасто.

 

09.12.2014. День восемнадцатый. Пробег 75 км.

Утром решил подкачать заднее колесо. Нормальное колесо было. Нет, вот надо подкачать. Взял Петин насосище три раза качнул, сосок пополам сломался. Подкачал, называется. Минус одна камера. Отныне качаю только надежным своим насосишком. 4000 качков на 4 очка.

IMG_1796.JPG

IMG_1798.JPG

Долго ли, коротко ли, чередуя подъемы и спуски, приехали в город Muang Lay. Закупаем стандартный продуктовый набор. Приведу практически полный список фигурирующих в нашем рационе продуктов: «бич-пакеты» - лапша быстрого приготовления, багеты – французские булки, сгущенное молоко, кофе 3 в 1, консервы – сайра в томате, консервы вегетэйбал, рисовые печеньки, чай лаосский из зеленой соломы, рис, бананы, вода бутилированная.

С этим набором нам не страшен никакой автоном в течение суток. Утром мы обычно, либо прямо в палатке, либо в номере отеля пьем кофе 3 в 1 с печенькой, съедаем банан, и едем километров 40 – 50 до кафе, где объедаемся либо супом pho, либо жареным рисом com rang. Если ночуем в гесте, то ужинаем теми же продуктами в кафе. Если ночуем в палатке, варим на выбор: рис с консервой, рисовая лапша с консервой, бич-пакет без консервы. Костя Желваков научил нас покупать сладкую белую редьку. Ей мы закусываем горячее блюдо. Чай варится, как во время обеденной чайной церемонии на обочине дороги, так и вечером, либо возле палатки, либо в номере отеля. Чай, хоть и ненастоящий, из соломы, но очень вкусный. Когда он у нас закончился, мы погрузились в депрессию.

Каждый прием пищи завершается съеданием двух бананов, для поддержания должного уровня серотонина в мозгу. Серотонин помогает постоянно находиться в блаженном состоянии и не замечать, что уже много дней мы вообще ни о чем не думаем, не чувствуем тяжелого давления жизненной реальности на психические центры, а только без устали крутим педали, спим и периодически повышаем уровень серотонина. Пребывать в таком состоянии на самом деле предпочтительней, чем под давлением иллюзорной жизненной реальности ходить каждый день на работу, с тревогой думать о хлебе насущном, страдать от бессонницы в связи с хроническим перевозбуждением или угнетением психических центров. Всего-то два банана после приема пищи плюс 50 - 100 километров педалирования, взависимости от рельефа.

IMG_1815.JPG

Проезжаем мост через реку Song Da. Похоже, что здесь водохранилище, и где-то должна быть плотина. Причем водохранилище в реальности существует там, где и на бумажной карте и на карте Google нарисована суша. Что толку разбираться, едем дальше до городка Chan Nua.

Здесь мы, соблазнившись аппетитным описанием этого участка Светой Глушковой, сворачиваем в направлении города Sin Ho. Отсюда начинается неуклонный подъем на перевал. Дорога узкая, но асфальт нормальный, уклон нормальный. Съел банан, отключил сознание и дави на педали себе в удовольствие.

IMG_1822.JPG

На высоте 790 метров под дорогой усмотрели дырку в колючей проволоке и тропку на плантацию каких-то тоненьких, свежепобеленных деревьев. Палатка едва умещается на террасе между деревцами. Ночуем. И опять глаза на лоб от удивления. По плантации к нам шагают два прилично одетых вьетнамца. У них, конечно, тоже глаза на лоб. Но сказали: «Окей, ту слип можно», взяли у нас два банана и ушли. Нам для хороших людей серотонина не жалко.

DSC01790.JPG

В темноте на противоположном отвесном лесном склоне там и сям появились огоньки крестьянских хозяйств. А соответственно ночью окрестности огласились петушиными завываниями.

 

10.12.2014. День девятнадцатый. Пробег 56 км.

Что день грядущий нам готовит? Кто бы знал? Подстелили бы соломки. Но, увы, в этом жутком материальном мире соломку подстелить невозможно. Карма только и ждет, как бы заставить тебя оступиться, сделать неверное движение. И ты беззащитен перед злой судьбой. Хоть объешься бананами.

Сегодня холодно и туманно. Через 15,5 километра мы на максимальной высоте 1611 метров. Никаких, описанных Светой Глушковой романтических водопадов не было. Светятся камнями только отвесные сухие русла этих водопадов. Сухой сезон, и нету нынче романтизму.

IMG_1832.JPG

IMG_1833.JPG

Небольшой сброс и еще 15 километров по хребту или по плато (в тумане ничего не видно) на высоте 1550 – 1600 метров до города Sin Ho.

Проколол заднее колесо, заклеил – не беда. Пока клеил, на нас напал паук – гигант, залез в Андрюхин рюкзак, и никак не хотел вылезать. Кое-как выпроводили.

IMG_1836.JPG

Остановился поменять батарейки в навигаторе. Стандартная простая процедура. Но навигатор выдает не стандартную картинку, а какую-то фигню. Просит нажимать на перемещающуюся точку. Нажимаю. Появляется стандартная стартовая картинка. Но на английском языке. Ни треков наших, ни маршрутных точек нет. Вот это уже беда. Куда ехать-то мы и без навигатора, если что, разберемся. Но записанного непосильным трудом предыдущего трека жалко до слез.

Ладно. Съел банан и забыл. Приехали в Sin Ho. Промозглый грязный город. Поели в кафе и едем дальше.

IMG_1837.JPG

Спускаемся вниз с этого хребта в полном тумане. Видимость метров пять. В деревнях, как в фильме ужасов появляются и пропадают привидения, похожие на людей. Неужели они проводят в этом сыром тумане всю свою горькую потустороннюю жизнь?

В конце одного из многочисленных спусков стоим с Петей, ждем Андрея. Подъехал на мопеде вьетнамец – интеллигент. Попросил сфотографировать его. А когда узнал, что мы русские, заговорил по-русски. Это был первый и единственный едваговорящий по-русски вьетнамец. Он оказался учителем математики.

IMG_1840.JPG

Андрея нет долго. Беспокоимся, собираемся ехать навстречу. Но вон он, идет пешком. Подходит весь поцарапанный, и загробным голосом говорит: «Все поход окончен». У него перелом ключицы, видно без рентгена.

И вот мы стоим посреди тумана, в чужой стране, и вся надежда на кеторол, да на Андрюхину волю. Лично я в таких ситуациях обычно теряю сознание. А Андрей сначала пробует идти, но, оказывается, ехать менее болезненно, чем идти. Буквально через пять сотен метров деревенский медпункт. Врач там осматривает ключицу и показывает жестами, что надо ехать в Sin Ho, делать рентген. Просим «хэлп ми», но он руки за спину, мол, ничем не могу. Потоптались, поняли, что здесь нам не помогут, да и поехали дальше.

IMG_1842.JPG

Километра через три вляпываемся в такую грязь, как в самой грязной нашей тайге. Андрей бы по такой не проехал. Но мы же под колпаком. За весь день ни одной машины, только мопеды. А тут едет грузовик с будкой. Машем руками. Грузовик останавливается, и оказывается будка пустая, за водителем еще ряд сидений, и самое главное, водитель все сразу понимает, и показывает – загружайтесь. Это уж точно промысел Божий. Дорога тяжелейшая. Грязь в полколеса. Идет строительство дороги. Едем больше трех часов. Водитель подвез нас прямо к крыльцу больницы в областном городе Lai Chau. Взял с нас 700000 донгов (33,3 дол.). Это нормально.

В больнице сделали рентген. Ничего утешительного – перелом. Дальше опять комедия. Целый отряд врачей, и ни один, ни слова по-английски. Андрею повесили на шею бинт и сунули туда руку. Так бы и мы могли. «Хэлп ми» не собираются делать. Стоим в растерянности. И тут один врач хлопает себя по башке и ведет нас к компьютеру. Он печатает по-вьетнамски, а переводчик коряво переводит на русский. Но понять можно.

Итак: Есть два пути – хирургический и нехирургический.

- Окей, - выбираем нехирургический.

- Нужно купить спецодежду.

- Окей, - думаем наложат гипс.

Приносят в коробке специальный ортопедический корсет. Пишут цену за корсет, и за рентген.

- Окей, - готовы заплатить

Оплачиваем рентген 128000 донгов, корсет 400000 донгов (19 дол.). Это раза в два дешевле, чем в России.

Затягивают Андрея в модный корсет, и все. Привет на все четыре стороны.

Догадались позвонить домой нашему другу и коллеге по велопутешествиям, хирургу – травматологу Антону Гольдбергу. Он приказал прислать ему по электронке фотографии рентгеновских снимков.

Нашли отель, такое ощущение, что единственный в городе. Это был самый дорогой наш отель во Вьетнаме 400000 донгов. Торговаться не было моральных сил. В отеле холоднее, чем на улице.

Переслали снимки. Антон дает «добро», если Андрей может ехать, то может ехать. Связались с другим нашим другом, Арсением Гордеевым, компьютерным гением. Большим специалистом в области навигации. Это он засовывал в мой навигатор маршрутные точки и треки. Он сбрасывает все это добро нам на почту, а мы засовываем в навигатор.

Такой трагический день оканчивается даже с некоторым позитивом.

 

11.12.2014. День двадцатый. Пробег 44 километра.

Отоспались, отмылись, наелись. Никуда не спешим. Думаем, что будем делать? Вариант-то, в общем-то, единственный: Ехать на автобусе в Ха Лонг, и там транжирить остатки денег, до обратного самолета из Ханоя. Но вариант этот не устраивает никого, и прежде всего, самого Андрея.

А тут звонит Антон, и говорит, что провел в больнице консилиум лучших новокузнецких светил. Светилы подтвердили, что в корсете ехать можно, но аккуратно.

Все, - говорит Андрей, - Хорош, торчать в этом отеле, едем в Сапу.

Максимально разгружаем Андрея, отмываем на мойке велосипеды и уезжаем.

IMG_1849.JPG

IMG_1852.JPG

Легко поднялись на первый перевал и скатились до города Там Дуонг (Tam Duong).

На развилке на Сапу ( Sa Pa) и на Tu Le в городишке Binh Lu закупили продукты и поехали вверх.

IMG_1854.JPG

Вьетнамский джигит.

Пейзаж красив. Пока едем по руслу бурной реки. На ней много рыбных хозяйств. Есть даже мини ГЭС.

IMG_1861.JPG

В 16.30. останавливаемся в месте, где дорога уходит от реки и начинается глобальный подъем. Там домики дорожной службы и большая поляна.

 

12.12.2014. День двадцать первый. Пробег 93 км.

Выход в 07.00. Холодно и нереальный туман. Здесь как раз много водопадиков. Если б не туман, виды были бы великолепные. Но чем выше, тем становится холодней, ветер свирепеет и туман сыплется на нас.

IMG_1863.JPG

IMG_1866.JPG

В какой-то момент показалось, что погода настраивается. Но несколько мгновений, и надежды растаяли в новой порции тумана и шквалистого ветра.

IMG_1877.JPG

IMG_1878.JPG

Через 14,5 километров мы на перевале. До Сапы ровно 15 километров плавного спуска. Чем дальше едем, тем больше коченеем. В Сапе просто ну вообще ничего не видно, и свела промозглость корчею. И задерживаться здесь, допустим, на денек, в надежде, что распогодится – дохлый номер.

IMG_1879.JPG

Сапа была планируемой изюминкой путешествия. Сюда также стекается путешествующая братия со всего Мира. И вьетнамские богачи приезжают сюда летом с юга, чтоб отдохнуть в прохладе от зноя. Здесь живет множество экзотических горных народностей и племен, в том числе кхмонги, мяо, сяо, ляо и чао. Здесь множество водопадов и живописных гор. В том числе и самая высокая вершина Индокитая Фансипан, высотой 3143 метра. Сюда мы стремились за тем самым иллюзорным ощущением счастья, которое бывает после достижения вершины, цели, полюса, и т.д.

Андрей предупреждал меня, что в Сапу в декабре лучше не соваться. Но я кричал: «Чо ты очкуешь, я сто раз так делал», будучи по своему дурацкому легкомыслию уверенным, что, кому-кому, а нам-то повезет, небо развеется, солнце засветит, и Фансипан предстанет перед нами на блюдечке, стоит только тренькнуть на варгане.

Не прокатило. Теперь Андрюха кричит: «Да, ты лошараа»!

Сидим в кафе, жуем рис. Какие шансы, что погода улучшится? Кто нам, что гарантирует? Этот туман тут по три месяца не просыхает. Решаем поменять завтрашнее гипотетическое эфемерное счастье на конкретное тепло, которое должно быть где-то там, внизу уже сегодня.

IMG_1880.JPG

IMG_1883.JPG

IMG_1884.JPG

До Lao Cai 36 километров вниз, вниз и вниз. Но теплее не становится. Не заезжая в центр города, уходим вправо на Pho Lu.

Дорога плохая, то разбитый асфальт, то грунт, то грязь, то камни. Это все отражается на Андрюхиной ключице. Он держится героически, без всякого пафоса. На Тур де Франс бывали случаи, что гонщики со сломанной ключицей продолжали гонку. Но их ждали немалые призовые. Впрочем, Андрей тоже получит свои призовые, только такие, что ни вор не украдет, ни налоги платить не надо: Он получит еще большую силу и мудрость. И я очень благодарен Андрею за то, что наше путешествие продолжается. И на фоне его искореженной ключицы Петино колено перестало беспокоить Петю окончательно.

Собственно с гор мы спустились в урбанизированную зону. И движение транспорта стало отныне угрожающим жизни и здоровью фактором. Мотобайкеры совершенно непредсказуемы. С второстепенной дороги выезжают, абсолютно не глядя налево, прямо тебе под колесо. Могут подрезать, почти сшибить при повороте направо. Встречный поток может весь выехать на твою, то есть встречную полосу, и спихнуть тебя на обочину. Расслабляться нельзя ни в коем случае.

По эту сторону хребта климат кардинально сменился. Холодно, грязно, сплошная населенка. Женщин в национальных одеждах не стало, все в штатском.

Доехали до захолустного городка Pho Lu, увидели слово Hotel и пошли в него жить. Это был самый дешевый отель за весь поход – 120000, меньше 6 долларов на троих. Единственный постоялец, который распивал с хозяином напитки, узнав, что мы русские, специально постучался к нам в номер, только, чтобы пожать руки.

Упомяну еще об одной небольшой проблеме, которая была постоянно. Стирать тряпье в этой пыли и грязи требовалось постоянно. Но оно в этом климате хронически не сохнет. Единственный шанс высушить, это растянуть на рюкзаке сзади, и высушить во время движения, а заодно и по новой пропылить. Всю душевые туалетные комнаты во всех отелях заливаем слоем глины.

 

13.12.2014. День двадцать второй. Пробег 98 км.

Утром по уличному радио передают производственную гимнастику. Точь в точь, как в нашем советском детстве. Та же музыка, те же интонации, только язык вьетнамский.

Пока выехали на шоссе №70, намучились на грунтовке, которая активно строится. Дорога была несколько раз перекрыта грузовиками и экскаваторами. Посчастливилось помочь вытолкать мопед с прицепом из кювета. Нас позвали попить кофе, но мы гордо отказались, хотя я уже давно мечтаю о хорошем кофе.

IMG_1895.JPG

По шоссе №70 очень неожиданно едем среди невысоких, но симпатичных, если не сказать живописных гор. Долго ехали вниз по долине большой реки. Затем начали преодолевать множество микроперевальчиков из одной долинки в другую, не более 1-2 километров по протяженности. Все эти долинки, такие зелененькие, уютненькие.

IMG_1921.JPG

IMG_1906.JPG

Сегодня весь день едем среди сушащегося на обочинах шпона. Здесь, же, где-то недалеко от обочины этот шпон производят, удовлетворяя всю Мировую потребность в шпоне.

Вдоль дороги во Вьетнаме сушится все, что только можно. Вот кукуруза сушится на простынях. Вот коровы гуляют и какают на кукурузу. Интересно, они ее потом промывают? Вот корица сохнет. С виду обыкновенная ивовая кора, но от нее такой аромат, что я специально останавливаюсь подышать.

IMG_1957.JPG

Вот корнеплоды лежат. Черные, красные, белые, волосатые. Вот что-то непонятное, похожее на вермишель. Вот что-то непонятное, похожее на картофельные очистки. А вот кирпичи, от них еще пар идет. А вот палочки, обмазанные благовониями. Тут потрясающий аромат, действительно очищающий сознание разносится на километры.

IMG_1954.JPG

Везде люди трудятся в поте лица своего. Буквально от зари до зари. И эти трудящиеся кажутся намного более приветливыми. Или это мы изменили к ним свое отношение?

Постоянно мы видим таких коробейников – коммивояжеров. Они едут на мопедах и везут, допустим, одежду на вешалках. Или даже старенький резной комод. Даже двуспальную кровать умудряются на мопед взгромоздить. При этом от коробейника исходит громкоговорящая запись с рекламой, или оповещение, что вот он здесь, голубчик, готов продать недорого, налетай, торопись, покупай живопись.

Место для ночевки, мы уже научились находить виртуозно. Кругом населенка. Слева, метрах в стапятидесяти шумный дом. Справа, на таком же расстоянии шумный дом. А мы на почти вертикальном склоне между этими домами нашли горизонтальную площадку, едва вмещающую палатку. Выходить из палатки, надо аккуратно, чтоб не укатиться вниз.

IMG_1941.JPG

Главное, нас не видно, и никому мы неинтересны на этом склоне.

 

14.12.2014. День двадцать третий. Пробег 120 км.

Едем ходко. К 9.00 проехали 40 километров, и в городе Lang Dat кушаем в кафе суп pho. Кафе – оно же швейная мастерская.

IMG_1946.JPG

Рельеф тот же, вверх вниз, преимущественно все же вниз.

Теперь едем в зоне тотальной деревообработки. На обочинах лесопилки, и соответственно сохнет лес.

IMG_1959.JPG

IMG_1951.JPG

Вышли на шоссе №2. Трафик ужасающий. От постоянных сигналов лопается голова. Фуры-убийцы, проезжая мимо издают такие гудки, от которых мы получаем реальные контузии. Сигналят они без всякого толка. Никто не подвигается и никому не уступает, хоть засигналься. Их поведение на дороге не укладывается в нашу логику. Например, огромный поток мопедов и автомобилей едет на зеленый сигнал светофора. Такой же огромный поток со встречной полосы поворачивает налево, не пропуская встречного потока. Все это происходит одновременно. Удивительно, но они разъезжаются. В миллиметрах, но разъезжаются. Никто ни с кем не сталкивается. Для вьетнамца ехать в этом хаосе естественно, как дышать. Я подозреваю, что головы у них устроены по-другому. Они предвидят все намного дальше вперед, чем мы. Они понимают действия других участников движения. Мы не понимаем. От нас исходит агрессия на их действия. От них никакой агрессии нет. Мы не вписываемся в их хаос. Наконец, элементарно, у них реакция лучше, чем у нас. И чтобы выжить, нам недостаточно быть предельно внимательными – надо иметь предельно бдительного ангела-хранителя. Иначе, шансов нет.

Так что не надо торопиться психовать и обвинять их в тупости. Они просто иные. Во многих моментах, намного лучше, чем мы.

На сегодняшнем пути не продаются бананы. Везде сплошные стеллажи с грейпфрутами. Съели два штуки. Очень сладкие, совсем не такие, как в наших супермаркетах.

Остановились в городке Viet Cha, увидев слово отель. На въездах в города во Вьетнаме не пишут названия города, только знак «город». Поэтому часто не знаешь, где находишься. Можно по километровым столбам вычислить, но не все городишки фигурируют на километровых столбах. А можно в отеле войти в интернет и увидеть с удивлением, что ты находишься в Viet Cha.

Сколько дней едем по Вьетнаму, пока не видели ни одного храма. Ни буддистского, ни католического. Ни одного. Может быть, по этой причине вьетнамцы имеют некоторые отличия от тайцев и лаосцев не в самую лучшую сторону.

 

15.12.2014. День двадцать четвертый. Пробег 134 км.

10 километров едем по городу в час пик. Врагу не пожелаешь. Одна мысль, как бы умудриться остаться невредимым.

Все. Кончился всякий рельеф. Выехали на Великую Вьетнамскую равнину. Впервые за много дней видим солнце, сначала красное, потом и желтое. Желтое солнце начинает вкачивать в нас жизненные силы.

IMG_1961.JPG

К 11.00. проехали больше 50 километров и находимся возле аэропорта Ханоя Noi Bai. Осматриваемся на предмет ночевки после возвращения сюда же для вылета домой.

Навигатор ведет нас по задворкам каких-то городишек. Наконец-то увидели и купили бананы. А то запасы серотонина стали катастрофически истощаться. На этих же задворках увидели первый и единственный католический храм с крестом на макушке.

IMG_1975.JPG

На километры вперед отныне продается кукуруза.

Второй раз во Вьетнаме встретили прокатный стан по прокатке сахарного тростника. И мне захотелось вспомнить свою основную специальность – инженер прокатчик.

IMG_1970.JPG

IMG_1971.JPG

После полудня солнце пропало, опять монотонно серое небо.

Вышли на трассу №18. ехать по ней безопасно, но удовольствия мало. Вкручиваешь педали и все. Вокруг промышленные пейзажи.

Едем очень быстро. В 16.30. съехали с трассы в пустынную степь и поставили палатку. Задувает ураганный ветер. Палатку укрепляем булыжниками.

IMG_1990.JPG

 

16.12.2014. День двадцать пятый. Пробег 86 км.

Стартуем с рассветом. Холодно и сильный встречный ветер с моря. Слева еще вчера нарисовался высокий хребет, а справа показались те самые причудливые горки.

Едем, упираемся 15 км/ч, а вчера гнали 25-30 км/ч. Такое ощущение, что в Халонге (Ha Long) нас ждет то же, что в Сапе.

Кладбища у них расположены прямо на рисовых полях. Могила представляет собой большое гранитное сооружение. В 08.00. уже хоронят. В это же время уже и свадьбы в кафе гуляют.

Проехали 64 километра и стоим на развилке. Прямо - 18 километров до Ha Long sity. Вправо - мост на остров Tuan Chau island, с которого ходит паром на остров Cat Ba.

IMG_1997.JPG

В Халонге нам делать нечего. Едем к парому. Вокруг фешенебельные отели Golden Cruise, Morning Star, Atlantic. Где-то здесь была загородная резиденция Хо Ши Мина. Много богатой бледнолицей публики и простых бэкпекеров. Цены на все завышены минимум в 4 раза.

IMG_2016.JPG

DSC01802.JPG

Подъехали к паромной переправе. Вот оно море, и заветные горки островов в дымке. Сбылась мечта, и нет пока эмоций.

Узнали, что паром идет в 15.00. Поехали в деревню, подальше от фешенебельности закупить продукты. Кто его знает, что ждет нас на Cat Ba.

В 15.00. у парома собирается народ. В основном бэкпекеры на взятых напрокат мопедах. Но есть правило. Если пассажиров набирается менее 30 человек, то паром не идет. Сейчас человек 25 точно есть. Все ждут до 16.00., когда становится ясно, что парома не будет, все начинают потихоньку расходиться.

Мы уже присмотрели, на всякий случай, примерное место ночевки, но решаем еще покататься по острову, может, что-то еще лучше найдем. На горе торчит вышка мобильной связи. И колеса сами привезли нас к этой вышке. У меня богатый опыт ночевок возле вышек, связанный с профессиональной деятельностью. Поэтому мы смело заезжаем по тропинке к вышке и там все, как надо. И поляна, и посторонних никого не предвидится.

 

17.12.2014. День двадцать шестой. Пробег 35 км.

Ночью увидели звездное небо и почувствовали дыхание Арктики. Значит, будет синее небо и солнце.

Нашли кафе с нормальными ценами. Надо просто удалиться из гламурной зоны поближе к простым людям.

Паром пришел в 08.00. Билет стоил 60000. Две минуты на погрузку и вперед, навстречу счастью. Оказывается, нам вчера повезло, что не было парома. Мы по-прежнему под колпаком. Вот она – награда за терпение. (Это я про Андрея)

IMG_2048.JPG

IMG_2061.JPG

IMG_2087.JPG

В 09.00. прибыли на Cat Ba. Над нами синее небо, желтое солнце, причудливые зеленые горы. Под нами гладкое шоссе, совершенно пустынное. Что еще надо для счастья?

IMG_2140.JPG

IMG_2160.JPG

IMG_2164.JPG

Спешить нам некуда, и мы впервые едем специально, как можно медленнее. Смакуем удовольствие. Через 3 километра первая деревенька. В ней можно поесть или что-то купить. Проехали еще немного, на пути возник национальный парк. Билет для белых 40000 донгов плюс 5000 – парковка велосипедов. Это практически грабеж, брать в пустом месте за парковку. Мы понимаем, что посещение парка, это лотерея. Что там интересного и красивого, кто расскажет? Решили сыграть и купили билеты.

IMG_2167.JPG

Пешеходная тропа с бетонными корявыми ступеньками. Нам с Андреем, избалованным Тайскими нац. парками, смотреть категорически нечего. Просто идешь по лесу, где к тому же много мусора. Там, правда, была тропа на вершину горы со смотровой площадкой, но мы туда не пошли, потому что далеко, и Андрею больно спускаться по ступенькам. В общем, не рекомендуем.

DSC01866.JPG

DSC01870.JPG

Приехали в рыбацкую деревню Ban Beo. Это деревня, расположенная на воде. Как в фильме «Водный Мир». На берегу активно вербуют покупать экскурсионные туры по бухте. Стоимость тура 80 долларов с человека. Подъехала компания чехов на мопедах, их тоже пробуют охмурить на 80 долларов. Ни чехи, ни мы не повелись.

Едем в туристическую зону, где вся набережная в отелях и кафе. Там большая афиша с ценами за экскурсии. То, что нам впаривали за 80, мы взяли за 25. При этом расторопный, говорящий по-английски вьетнамец, который нам продал экскурсию, навялил нам свой отель всего за 10 долларов на троих, с видом на море из окна. Взяли сразу на два дня.

Петя опять заболел в такой момент, когда вокруг все чудесно. У него опять поднялась температура. Выдали ему пирамидону, и он ложится в номере выздоравливать. Точно, у Пети к солнцу антагонизм.

А мы с Андреем едем налегке кататься, на пляж, на рынок, туда, сюда. Облегченный велосипед непривычно вихляется, управляется с трудом. Без нагрузок пошел вразнос. Скажите, что у железяки нет эгоизма?

IMG_2227.JPG

Пляж пустынен, я искупался, Андрей облизнулся. Вода теплая, воздух холодный.

IMG_2231.JPG

На рынке цены запредельные. Не верится, что сами они за такие деньги способны покупать. Их стремление содрать с белых побольше, шито грубыми белыми нитками. Торговаться бесполезно. Вьетнамцы вообще не любители торговаться.

В ресторанчиках цены, чуть выше, чем в целом по Вьетнаму, но приемлемые.

Хорошо, что мы приехали в низкий сезон. Народу мало, отели пустые. Я представляю, что тут творится в высокий сезон.

IMG_2253.JPG

IMG_2257.JPG

Вот такие вечерние виды из окна нашего отеля. В первый день такой медитации на кончик своего носа, высунутого в окно, сложно оставаться умиротворенным. Тем более, что допоздна рядом на площади, проходил патриотический праздник. Молодежь пела патриотические песни, гуляли ветераны с орденами.

 

18.12.2014. День двадцать седьмой. Дневка.

Утренний вид на бухту возбуждает и вызывает экскурсионную лихорадку.

IMG_2268.JPG

Но под окошком играет умиротворяющая музыка. Бабушки занимаются цигуном.

IMG_2270.JPG

В 08.00. Уходим в тур по бухте Ha Long.

Бухта Халонг — одно из самых захватывающих по красоте мест на планете. В список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО она внесена в 1994 году, а в 2011 году эта достопримечательность Вьетнама была признана одним из «Новых семи чудес природы», обойдя таких серьезных «конкурентов», как вулкан Везувий в Италии, Большой барьерный риф в Австралии и даже Байкал.

Район бухты Халонг включает в себя не только саму бухту, но и 120-километровое побережье, а также свыше 3000 расположенных в ее изумрудной воде островов, из которых около тысячи имеют собственные имена.

Почти все острова бухты Халонг являются скалистыми, а в скалах находятся тысячи пещер различных форм и размеров, наполненных небольшими водопадами, сталактитами и сталагмитами. Самые популярные пещеры оборудованы под туристические аттракционы с помощью подсветки разноцветными лампами, что делает их похожими на подземные дворцы.

Причиной возникновения необычных по своей форме скал стало растворение известняков дождевыми водами. Дождевые потоки, столь обильные во влажном тропическом климате, век за веком вгрызались в известняк, придавая ему фантастические очертания, вымывая в них пещеры и гроты.

Такое явление, именуемое геологами башенным карстом, встречается и в других местах нашей планеты: на Мадагаскаре или в Южном Китае у города Гуйлинь. Но в отличие от них, ландшафт Халонга как бы утоплен в воду, и морские волны неустанно трудятся над берегами островов, углубляя пещеры, вытачивая выступы и гроты.

IMG_2282.JPG

Вот в таком уникальном, сказочном месте мы находимся и впитываем в себя энергетику этих мест.

Кораблик наш не быстро не медленно скользит по воде. Фантастические картинки проплывают мимо наших взоров. Андрей весь зафиксированный санитарами лежит на палубе, щурится на солнце и мечтает о перевале, о передаче 1-1.

IMG_2303.JPG

Экскурсия продолжалась до 17.00. Все было интересно и эйфорично.

IMG_2331.JPG

IMG_2340.JPG

IMG_2370.JPG

IMG_2377.JPG

Мы покатались на каяках. (Мы с Петей). Бледнолицые бэкпекерши неспортивного вида обгоняли нас с Петей, как хотели.

DSC01963.JPG

Поныряли в море с крыши кораблика. Даже Андрей не выдержал и аккуратно слез в море по лесенке.

DSC02014.JPG

Посетили водную рыбацкую деревню, поели вкуснейший шикарный обед, полазали по пещере среди сталактитов, сталагмитов и прочих чудес. Вьетнамский гид, зная, что мы из России специально подвел нас к надписи на стене. На скале было накарябано слово «Russia»! Над этой надписью хохотали не только мы, но и вчерашние чехи, которые тоже сегодня с нами. И с ними можно было пообщаться на русском языке.

IMG_2409.JPG

IMG_2432.JPG

Пожилой чех, узнав, что Андрей едет с переломом, несколько раз повторил буквально следующее: «Только Советский человек способен на это! О, Советский человек способен на все!»

IMG_2381.JPG

IMG_2457.JPG

Сегодняшний день вкачивал в нашу кровь кипящие пузырьки с эйфорией. Мы получили неизгладимые впечатления на эту и две следующие жизни.

 

19.12.2014. День двадцать восьмой. Пробег 49 км.

Три дня мы интенсивно впитывали в себя дух Халонга и окрестностей. Можно в принципе позволить себе здесь еще денек побездельничать, но уже психика бунтует против праздности. Каждая клеточка организма уже вопиет, требует нагрузок. Этот парадокс мне давно знаком. Самая потрясающая красота быстро приедается, и нужно двигать в какую-то неведомую даль, где, быть может, кроме пыли и скрежета вонючих механизмов ничего и нет. Я готов был пойти на поводу у товарищей и терпеть безделье и обжорство еще сутки, но товарищи со мной однозначно солидарны. И мы покидаем отель. Фотографию с видом из окна этого отеля я, пожалуй, повешу на стенку.

В 10.30. стартуем. Опять не спеша. Сталактиты и сталагмиты образуются здесь даже не внутри пещер, а снаружи скал.

IMG_2465.JPG

Едем по береговой линии. Дорога активно строится. Большие участки грейдера. Подъемы и спуски на всем острове только локальные.

IMG_2467.JPG

IMG_2482.JPG

Западная оконечность острова представляет собой обширную плоскотину, покрытую мангровыми зарослями.

IMG_2473.JPG

Через 26 километров мы у парома. Билет стоит всего 5000 донгов. Это бесплатно.

Паромчик совсем маленький, битком набит мопедистами. Через 10-15 минут он прибывает на промежуточный остров Cat Hai island. 8 километров по этому острову и следующая паромная переправа. Паром ушел на наших глазах. Следующий паром ждать пришлось не более получаса. Билет 8000 донгов.

IMG_2524.JPG

Этот паром был большой, и шел больше часа. Итого вся переправа с Кат Ба на материк занимает около четырех часов. Если со стороны Халонга всё фешенебельно, чинно, благородно. То со стороны Хайфона – колхоз «Красный лапоть», только с вьетнамским колоритом.

В 16.40. прибыли на материк. Сплошная промзона. Порты, грузовики, пыль, и мопедное столпотворение. Палатку воткнуть все равно можно, но уж больно неуютно.

Пока не стемнело надо успеть отель найти, да еще живым остаться в этом броуновском движении. Несемся сквозь мопеды, фуры, пробки. Свадебные кортежи фотографируются среди дороги. И никто не психует. Ждут или объезжают по встречке или по тротуару, под брюхом у фур. Просачиваются во все щели. Еще неделька, и мы такими же станем.

Через 15 километров приехали в отель у дороги. Пошли гулять по Хайфону в поисках еды. Это кстати третий по величине город Вьетнама. Хайфон удивил самой низкой ценой за самое большое и разнообразное количество пищи за весь предыдущий и последующий Вьетнам.

 

20.12.2014. День двадцать девятый. Пробег 56 км.

Собираемся специально очень долго. Туалеты – марафеты. День солнечный Выход 8.30. Уже достаточно тепло.

Сегодня вдоль дороги продают, вроде бы дуриан. Странно только, что он уже нарезан кусочками в большом количестве. Дуриан нельзя резать заранее, он начнет источать ужасающий, ни с чем несравнимый запах, смесь дохлятины и дерьма. Решили попробовать, что тут за дуриан. Попробовали. Оочень вкусно! Тут же съели килограмм этой фруктовой массы. Впоследствии оказалось, что это был плод хлебного дерева.

К 14.00. приехали на берег большой реки Song Duong. Мы его вчера запланировали – этот берег. Потому что до аэропорта Ханоя отсюда остается один небольшой дневной переход. В сам Ханой решили не заезжать. Причины две:

1. Достопримечательности Ханоя после посещения Халонга уже неактуальны.

2. Боимся Ханойского уличного движения.

Поехали по дамбе вдоль реки, нашли местечко и встали ночевать. Лежим, сидим, коротаем время. Наблюдаем за жизнью реки. Одновременно разом прошло более 70! судов вниз по реке. Это зрелище. Такая армада ржавых посудин буравит реку, как по команде в атаку.

IMG_2528.JPG

IMG_2534.JPG

Гуляя по берегу, едва не наступил на желто-зеленую змею. Змея поспешила уползти в высокую траву.

Есть время отвлечься от непосредственно движения и сказать пару слов о нашей команде. Всю дорогу я радуюсь, что ни у кого нет признаков, ни физической, ни, главное, моральной усталости. Психологическая атмосфера удивительная. Все относятся друг к другу внимательно и чутко. При этом у Андрея видны сильные лидерские качества. Это всего второй его велосипедный поход (Первый был этим летом по Горной Шории и Алтаю). Но он моментально впитывает все нюансы, что хорошо, что плохо. А как надо – понимает еще лучше, чем я. В принципе, он по своим психофизическим данным – готовый руководитель. Более того, когда надо, он способен не выпячивать свои лидерские качества. Поэтому внутренних напряжений в команде нет на протяжении всего похода. Все важные решения мы с Андреем принимаем коллегиально, а Петя без возражений все принимает. Петина невозмутимость в любых ситуациях в зародыше гасит нашу с Андреем повышенную импульсивность. Разногласия у нас все же есть, они такие: Андрей больше любит суп фо, а мы Петей – жареный рис. Но когда выбора нет, мы с Петей с удовольствием едим суп фо, а Андрей – жареный рис. Да, вот еще одно существенное концептуальное разногласие: Я убежден, что в походе категорически нельзя ездить на контактах. Падение и травма Андрея тому доказательство. Но Петя с Андреем мои доводы отвергают. Говорят, что на «топталках» в век айфонов ездят одни лохи. Так мы трое тут и контачимся по воле Будды. Случайно.

IMG_2542.JPG

21. 12.2014. День тридцатый. Пробег 87 км.

Едем не спеша, но велосипеды сами летят к финишу, тоже хотят принять душ поскорей.

Вот такие контрасты. Современное нано производство, а рядом небольшая трущобка.

IMG_2571.JPG

К обеду проехали 87 километров до городка рядом с аэропортом Noi Bai. За 15 долларов заселились в первый попавшийся отель, которых здесь не счесть. Помыли велосипеды, постирали рюкзаки. Все поход окончен. По Вьетнаму мы наколесили 1032 километра. Вьетнам тоже останется в наших душах. И Сапа с ее туманами и Халонг со сказочными островами.

По Вьетнаму пройдено 1032 километра. Из них более 800 километров Андрей проехал со сломанной ключицей.

 

22.12.2014. – 24.12.2014.

Сегодня предстоит проехать километра 3 до терминала, разобрать и упаковать велосипеды и улететь в Бангкок. Все это у нас получилось без сучка и задоринки. Хотя вес багажа у лоукостера не должен превышать 20 килограммов, девушка на регистрации вообще не отреагировала на наш солидный перевес. В общем, зря мы пыжились и правдами и неправдами пытались облегчить свою ношу.

IMG_2574.JPG

В Бангкоке сдаем вещички в камеру хранения, и налегке едем в город. У нас забронирован отель недалеко от знаменитой улицы Khao San road. Добираться приходиться по ночному Бангкоку по реке на лодке, которая является обычным общественным транспортом. Это тоже небольшая изюминка в окончание нашего сурового путешествия.

IMG_2616.JPG

IMG_2610.JPG

С утра пораньше бежим наслаждаться теплым солнцем. Программа до вылета насыщенная. Гуляние по Khao San road, экскурсия в храм лежачего Будды, снова на лодках по Бангкоку. Ну, и наконец, вылет в заснеженный Иркутск с полным самолетом очень красивых наших соотечественников и соотечественниц.

DSC02047.JPG

IMG_2646.JPG

IMG_2660.JPG

Осталось в Иркутске потерпеть 10 часов, и мы летим в Новосибирск. Последний рывок и вечером 24 декабря от путешествия остались только воспоминания. И те каждую единицу времени поглощает все более густой туман, который вечно висит над лаосско-вьетнамскими горами.

P.S.

1. Уже на следующий день Антон Гольдберг самолично вставил Андрею вместо ключицы титановый штырь. Так что у него есть время подумать над очередным глобальным путешествием. Я тоже в меру способностей буду о нем думать.

2. Арсений Гордеев раскопал в моем навигаторе наш трек. Он сохранился, за исключением 8 и 9 декабря. Но в эти дни мы ехали четко по плану, и Арсению не составило труда восстановить этот участок.

 

Заключение

Самое сложное для меня – это писать всякие выводы, обоснования и рекомендации. Большинство нюансов я постарался осветить в отчете. Акцентируюсь на некоторых моментах еще раз.

Места и участки пути, которые произвели на нас наибольшее впечатление, и которые рекомендуем обязательно посетить:

Таиланд

  1. Белый храм перед Чианграем.
  2. Золотой треугольник.

Лаос

Трудно что-то особо выделить, ибо Лаос практически весь – сплошная эйфория. Но все же.

  1. Путь на медленной лодке по Меконгу.
  2. Город Луанг Прабанг и водопад Куанг Си.
  3. Грунтовка вдоль Меконга от водопада Куанг Си до города Muang Nam.
  4. Участок пути от Каси до Ванг Виенга и сам Ванг Виенг.
  5. Долина кувшинов.
  6. Участок Пхонсаван – Луанг Прабанг.
  7. Участок Pak Mong – Muang Khua.

(Вот весь Лаос и получился).

Вьетнам

  1. Сейчас я бы не стал сворачивать в Chan Nua на перевал на Sin Ho. Участок Muong Lay – Lai Chau я бы проехал по реке Nam Na притоку реки Song Da. Хоть на этом участке нет такого набора высоты, но он реально смотрелся из грузовика красивее.
  2. Сапу (Sa Pa) посетить тоже необходимо, только не в декабре – феврале.
  3. Очень нам понравился путь по шоссе №70.
  4. Ну и конечно, бухта Ha Long и остров Cat Ba.

Что следует учесть при общении с местным населением: Они все приветливы и неагрессивны. Но, получая сдачу, особенно, когда купюр много, надо внимательно пересчитывать деньги. Могут недодать, а потом сделать невинное лицо, мол, сами случайно ошиблись. Ошибаются часто.

Бытовой газ во Вьетнаме можно купить, практически в любом городке. В Лаосе мы его не видели.

Батарейки вот такие, просто в полиэтиленовой обертке не покупать. Их хватит на час работы навигатора.

IMG_2263.JPG

Вот такие покупать можно и нужно. Их хватит на двое суток.

IMG_2264.JPG

Еду можно найти в любой деревне. Везде есть магазинчики с минимальным джентльменским набором.

По совету Кости Желвакова мы начали брать воду из водопадиков и родников, но только высоко в горах. На этом мы сэкономили довольно много денег. Никаких проблем с ЖКТ у нас ни у кого, ни разу не было. Также мы впрок запасались водой, если в отелях на рессепшене был кулер с водой. Часто кулеры с водой бывают в кафе. Мы также не стеснялись наполнить бутылки.

Из молочных продуктов есть только сгущенное молоко. В туристических зонах продают йогурты и мороженое. В Лаосе мы с удовольствием пили соевое молоко.

Место под одну палатку можно найти всегда и везде. Под две палатки уже проблематично, под три - часто невозможно.

 

Мы выражаем глубокую благодарность:

1. Магазину Фанспорт и его директору Сергею Чердынцеву за материально-техническую поддержку.

2. Арсению Гордееву за помощь в работе с треками и навигационную поддержку.

3. Антону Гольдбергу за реальную очную и заочную медицинскую помощь.

4. Евгению петрову за предоставление палатки.

5. Светлане Глушковой за толковый отчет.

6. Владимиру Моржакову за доставку в аэропорт туда и обратно.

7. Всем друзьям из лыжно-велосипедного сообщества Новокузнецка за моральную поддержку.

8. Будде Шакьямуни за обеспечение удачей и силой даже в самых неудачных обстоятельствах.

 

Трек по Вьетнаму:

https://www.gpsies.com/map.do?fileId=fmbwsofrnpmfqufs

 

Приносим извинения! При данном разрешении экрана отчет доступен в режиме чтения:
https://robinzon-nk.ru/m-reports/bike/37