Почему на этот раз Израиль? Никакой особой предыстории не было. Первый импульс дали фотографии в отчете Татьяны Скородумовой: «Израиль из окна велосипеда» (
Если раньше теоретически возможное путешествие по Израилю ассоциировалось только с посещением «святых мест», то теперь я стал понимать, что велосипед в Израиле вполне уместен, и можно с удовольствием пропитаться атмосферой Библейских ландшафтов.
Время берет свое, и вносит в привычное течение жизни глобальные изменения. Впервые за последние 25 лет в сезоне 2017 не предвидится Большого Лыжного Похода в силу окончательного состаривания команды. Это время нужно было чем-то заполнить. Будучи в ноябре 2016г. в Москве, в гостях у детей, мимоходом предложил сыну прокатиться в конце зимы 2017г. по Израилю.
В декабре сын неожиданно позвонил и осведомился, едем ли мы в Израиль? «Какой отец даст сыну камень, когда тот просит финик?» Конечно, едем. Сын срочно побежал покупать велосипед, а я стал срочно работать над маршрутом и перелопачивать Интернет в поисках нужной информации. Но в силу моей непрошибаемой лени, долго работать лопатой я не могу. Я смог лишь поверхностно прочитать почти все немногие отчеты по Израилю, которые были в библиотеке «Veloway». Обобщив опыт предшественников, я нарисовал большую кучу своих вариантов ниток маршрута. Я, как паук, раскинул паутину своих треков по маленькому Израилю, да так, что потом на месте уже и забыл, какой трек у меня основной, какой запасной. Ну и как обычно это у меня случается, большие участки пути пришлось проехать вообще вне своих треков.
Мне очень хотелось в 20 походных дней утолкать все исторические и природные достопримечательности Израиля. Будь я один, я бы их обязательно утолкал своими ножками в свою головешку тонкую психическую субстанцию. Но я еду с сыном, который никогда всерьез не сидел на велосипеде. Также уже давно я опытным путем определил для себя, что оптимальная команда – это либо один, либо три человека. Третьим я пригласил для участия в этом путешествии Сергея Гаськова, с которым был в нескольких совместных лыжных походах. У Сергея также не было велосипедного опыта, но я знаю его, как выдержанного и умеющего терпеть человека, поэтому позвал без сомнений.
Насколько хорошо или плохо, с физической точки зрения, будут ехать мои спутники в условиях постоянного ап хила, я не представлял, но в их морально-волевых качествах был уверен.
И вот сроки сдвинуты с конца зимы на середину, все согласовано, куплены билеты, поехали.
Сроки похода: 20.01.2017. – 09.02.2017.
Нитка маршрута: Хайфа – Нац. парк Кармель – Мухрака – Назарет – Тверия – Капернаум – Тверия – (автобус) Иерусалим – Эйн-Геди – Неве Зохар – Димона - Сде Бокер – Мицпе Рамон – Шизафон – Йотвата – Парк Тимна – Эйлат – шоссе 12 – Шизафон – (автобус) Беэр Шева – Бейт Нир – Британия парк – Бейт Шемеш – Американ парк – Сталактитовая пещера – Ашкелон – Тель-Авив – Бен-Гурион.
Километраж: 1053 км.
Набор высоты: 13668 м.
Треки:
Состав команды:
Николай Белых 1961г.р.
Сергей Гаськов 1971г.р.
Евгений Белых 1981г.р.
Коротко о бытовых не мелочах:
О ценах: Израиль – не дешевая страна. В среднем почти все продукты питания в 3 – 5 раз дороже, чем в России.
О воде: Воду мы покупали только в первый день. Все остальное время мы ее набирали, везде, где только можно. (На заправках, в информационных центрах, в школах, и т.д.) В пустыне мы везли по 3 литра воды, в населенке - по полтора. Пили очень мало, так как жарко не было. В основном, вода уходила на приготовление пищи.
О топливе: Готовили на газе из бытовых «дихлофосных» баллонов, которые продаются в хозяйственных отделах магазинов. Газ очень плохой. Воняет вовсе не газом, горит красным пламенем и постоянно пыхает.
О еде: Готовили всего три блюда. Рис, макароны и гречка. Из дома была взята бутылочка с топленым маслом. Варили эти ингредиенты и заправляли маслом, пока оно не кончилось. (Масло можно было взять на весь поход, но побаивался перевеса) Потом купили местное сливочное масло. Оно оказалось очень вкусным.
Также покупали рыбные консервы, но они нам не понравились, даже купленные в русских магазинах. Очень вкусные в Израиле молочные продукты. Мы постоянно везли баклагу с каким-то кисломолочным продуктом, который и так пили, и салаты заправляли вместо сметаны.
Вот так выглядит этот кефиросметанойогурт.
Салаты делали каждый вечер. Рубили в кастрюлю редьку, помидоры, огурцы, перец, сельдерей, и прочую зелень. Очень вкусный в Израиле стебель сельдерея. Мы его и так уплетали, живьем.
Постоянно покупали финики. В магазинах они дороговаты. А вот на базарах мы их покупали за 18 – 24 шекеля. Финики раза в 3 больше тех, что мы видим на российских прилавках. Мясистые и исключительно сладкие.
Хлеб в магазинах очень разнообразный. Иногда попадался очень вкусный, иногда совсем невкусный. На рынках бывают очень вкусные лепешки.
Что в Израиле дешево, так это мандарины. Цена их 3 шекеля за кг, то есть около 50 рублей. Мандарины – самые вкусные из тех, что я когда-либо ел. Даже в Абхазии мандарины не такие сладкие.
Также из дома был взят мешок молотого кофе и мешок иван-чая. По утрам мы пили кофе с печенькой или с куском хлеба с маслом. Обед либо варили, либо перекусывали на ходу, запивая лепешки «кефиройогуртом». Вечером после полноценного ужина пили иван-чай с финиками и шоколадной пастой.
В кафе не ели ни разу. Три раза ели шаурму. Не скажу, что израильская шаурма – верх кулинарного искусства. А цена ее в разных местах колеблется от 27 до 48 шекелей. Что тоже отнюдь не дешево. Но к шаурме полагается бесплатно наложить несколько разнообразных салатиков и приправок, которыми можно наесться и без шаурмы.
О людях: Люди, в основном, приветливые, отзывчивые и позитивные. Даже в арабских деревнях нас приветствовали с улыбкой, и дети норовили на ходу хлопнуть по ладошке, точно так же, как в остальных уголках Мира.
О проколах: Многие группы до нас покупали герметик и закачивали его в камеры так, как в Израиле на грунтовках много колючек. Мы с герметиком не заморачивались, и на грунтах у нас вообще проколов не было. Живых колючек, кроме острых камней, я тоже не видел, сколько ни всматривался. А с колючками я знаком, кололся не раз в других регионах. Все проколы (по два у каждого участника) случились на асфальте от заурядных шурупов и прочих железяк.
О дорогах: На асфальте, как правило, есть отделенная сплошной линией широкая полоса. Поэтому ехать комфортно и безопасно. Грунтовки в национальных парках отмаркированы и указатели имеются. Заблудиться в Израиле сложно.
О расходах:
Перелет Новосибирск – Москва - Бен Гурион – Москва - Новосибирск - 24000 руб.
Страховка от ВТБ банка– 950 руб.
Проживание в Иерусалиме – 3300 руб.
Расходы внутри Израиля – 300 долларов.
20.01.2017. День первый. Первые шаги. Пробег 2 км.
Нам с Сергеем пришлось проделать довольно утомительный путь. Из Новокузнецка почти 400 километров на автомобиле до Толмачева. Самолет до Москвы и аэроэкспресс до Павелецкой, где нас встретил Женя и на машине увез к себе домой. Потом была бессонная ночь за разговорами с Жениными друзьями, которых я знаю с детства, и которые успели стать и моими друзьями.
Утром к подъезду подана машина других Жениных друзей, которые везут нас в Шереметьево. В 14.15. по Тель-Авивскому времени приземлились на землю обетованную. Никто нас на паспортном контроле не мурыжил, никаких вопросов не задавал. Меняем по сотне долларов по курсу 1 – 3,73. Но с учетом взятых комиссионных получается 1 – 3,52. Грабят.
Сразу же утыкаюсь в свои домашние недоработки. По плану мы должны были на электричке прямо из Бен-Гуриона уехать в Хайфу. Но оказывается, уже приближается час начала шаббата, и последняя электричка ушла 10 минут назад. Узнаем, что в Хайфу можно уехать на маршрутке. Водители – вроде бы арабы, выставляют цену в 250 шекелей – это приблизительно 4000 рублей с человека. За такие деньги мы принципиально не поедем. Стоим, думаем, отбиваемся от уговоров скучающих водителей. Наконец главный здесь распорядитель рвет рубаху, кричит последнюю цену 150 шекелей и сам тащит наши велы в микроавтобус. 2400 рублей с человека за 100 километров тоже по нашим понятиям цена запредельная, но я еще не успел придумать вариант изменения плана. А водители не дают собраться с мыслями, уже всем коллективом усадили нас в кресла.
Едем. В салоне с нами семья. С виду русские, но говорят на иврите. Краем уха они врубаются в наши проблемы и начинают нам по-русски советовать, как нам действовать дальше. Во-первых, нам не надо ехать до станции Кармель, как я планировал, ибо там мы уже не найдем работающих магазинов. А надо нам ехать прямо в центр Хайфы к русскому магазину. Русские магазины шаббат не колышет. Переночевать они нам посоветовали на пляже недалеко от порта. (Этот совет оказался не очень удачным). Они сказали, что цена за проезд в 150 шекелей очень низкая. Успокоили. Сами они вышли в деревне друзов Далият Эль Кармель.
Друзы — арабы, исповедующие друзизм. Религию, которая ранее являлась одним из ответвлений
Все, встреченные нами евреи, очень хорошо отзывались о друзах.
Водитель получил инструкции от наших новых знакомых и уже в сумерках подвез нас к русскому магазину. Закупаем продукты и воду. Воду покупали первый и последний раз. Весь последующий поход воду мы набирали везде, где только можно и нельзя.
До ближайшего пляжа 2 километра по темным улицам Хайфы. Пляжик небольшой, и по всей его длине сидят рыбаки со спиннингами. Мы посчитали, что рыбаки не должны представлять потенциальную опасность и поставили палатку прямо рядом с ними на краю пляжа.
Пляж не предназначен для купания, так как берег завален большими острыми валунами, к воде не подойти. Но среди этих валунов живет множество котов и кошек. Там – под камнями, под шум прибоя слышны завывания, вопли и стоны, свидетельствующие о нешуточных страстях, присутствующих в нелегкой кошачьей жизни. Свободные от борьбы за секс кошачьи особи, немедленно берут нас в плотное кольцо в надежде получить кусочек чего-нибудь съедобного. Песок, на котором стоит наша палатка, пропитан кошачьими ароматами.
Рыбаки действительно оказались безопасными, но очень шумными. Вдруг, рядом с нашей палаткой пошел самый лучший клёв, и все рыбаки передислоцировались вплотную к нам. При этом они общались очень громко и непонятно на иврите или арабском. Наши уши еще не научились различать фонетические отличия. Лично я очень беспокоился за велосипеды, поэтому практически не спал.
21.01.2017. День второй. Пробег 34 км.
Ночью покапал дождик. Газ мы вчера не купили, поэтому ничего горячего на утро не предвидится. Встали в 06.00. Долго занимались велосипедами, регулировали и поправляли.
Приехали к нижнему входу Всемирного Центра Бахаи, где и располагаются знаменитые Бахайские сады, раскинутые вокруг святилища Баба. Баб – предтеча основателя веры Бахаи – Бахауллы.
Время 08.00. До открытия еще час. Решили подняться пока до верхнего входа. В 09.00. заходим в Бахайские сады. Вход бесплатный. Это второй мой бахайский храм за 4 месяца. (Первый был Лотос темпл в Дели) А совсем недавно я представления не имел о религии Бахаи. Пришлось просветиться по этому поводу. Никаких внутренних противоречий с духовными концепциями основателя этого религиозного течения Бахауллы у меня не возникло. Наоборот, очень вменяемая, нормальная теологическая концепция. Правда, Бахаулле все равно пришлось стать мучеником, и провести почти всю свою жизнь в тюремных застенках.
Сады вытянуты снизу вверх на километр. Ширина их колеблется от 60 до 400 метров. Как мы узнали, за всем этим великолепием ухаживают 90 садовников.
Затем едем еще выше и осматриваем Хайфу и сады с высоты птичьего полета.
Встретили двух велопутешественников из Германии, которые едут кругосветку. Русская девушка, родом из Челябинска и немецкий парень. В пути 7 месяцев, проехали множество стран, а сейчас отдыхают неделю в гостях у бабушки.
Едем по горному массиву Кармель.
Наименование горы «Виноградник Божий» (Керем-Эль) происходит от
С запада хребет ограничен
Свернули на грунтовку, наткнулись на древнеримские развалины. Много народу катается здесь на велосипедах по множеству грунтовых дорожек. Много обустроенных мест для шашалычно-пикничного времяпровождения. Один из велосипедистов подсказал нам, что, несмотря на шаббат, в деревне Исфия можно купить газ. Газ нам жизненно необходим. Поэтому мы уходим с проложенного по грунтам трека на асфальт и едем в Исфию.
Газ продается только бытовой в «дихлофосных» баллонах и в протыкных баллонах. Покупаем 4 «дихлофосных» баллона за 49 шекелей. Это приблизительно по 185 рублей за баллон. Раза в 3 дороже, чем у нас.
Приехали в монастырь «Босых Кармелитов» Мухрака. Эль Мухрака известен, как место жертвоприношения пророка Бога Яхве - Илии. Илия бросил вызов пророкам языческого Ваала. Пророки Вала и Илия должны были призывать каждый своего Бога испустить огонь на приготовленную для него жертву. Победил Илия. Народ провозгласил Яхве истинным Богом.
Перед монастырем установлена скульптура воинственного пророка Илии.
Со смотровой площадки монастыря хорошо смотрится западная часть горного массива Кармель.
В восточную сторону открывается вид на Изреельскую долину – самую плодородную долину Израиля, которая протянулась на 40 километров от горы Кармель на западе до реки Иордан на востоке.
А мы по грунтовке немного спустились от монастыря вниз, и остановились на ночь на присмотренной сверху полянке.
22.01.2017. День третий. Пробег 62 км.
В 07.45 стартуем. Немного блуданули, проехали 3 километра мимо трека, доверившись хорошей грунтовке.
Вернулись на очень и очень плохую грунтовку для квадроциклов. Крутой спуск по камням, вниз идем пешком.
Спустились с Кармеля в долину. По тоннельчику проскочили под автотрассой, вброд пересекли реку Кишон, и трек уперся в закрытую для проезда дорогу. Приходится немного возвращаться и ехать в Назарет по трассе.
Трасса уходит из Изреельской долины и скачет по высоким и крутым холмам. В Назарете уже не было времени и, честно говоря, сил, чтобы забираться на высоченную гору для осмотра достопримечательностей.
За мусульманской деревней Гиват Авни сворачиваем с трассы и уезжаем, как можно дальше в распаханные каменистые поля, покрытые молодой культурной зеленью. Находим полянку, спрятанную за складками рельефа, и встаем ночевать.
23.01.2017. День четвертый. Пробег 59 км.
В 05.00. нас разбудил медитативный напев муэдзина. Выход 07.50. Ясно.
Спустились 8 километров до Тверии. Перепад высоты от верхней части города до берега Кинеретского озера (Оно же Тивериадское, оно же Генисаретское, оно же Галилейское) составляет метров 700. Основная дорога просто очень круто падает вниз без всяких серпантинов. Впрочем, как и во всем остальном Израиле.
Выехали на симпатичную набережную озера.
Едем вдоль побережья озера, мимо банановых плантаций в Капернаум.
По пути заехали в немецкий бенедиктинский монастырь Умножения Хлебов и Рыб в маленьком древнем городке Табха. Это арабское название. Еврейское – Эйн Шева и греческое – Гептапегон означают на всех языках – «Семь источников».
Главная реликвия этого монастыря – камень, на котором сидел Иисус, когда пятью ячменными хлебами и двумя рыбами накормил пятитысячную толпу. Существует поверье, что если кто дотронется до камня, тот никогда не будет иметь материальных затруднений.
Камень находится под мраморной плитой, но оказалось, что он отгорожен канатом. Но нам опять везет. В храме никого нет, только одна монашка – по виду тайка или вьетнамка. Она нам разрешила (только быстро) зайти за канат и приложить к камню ладони. Отныне материальное благоденствие нам обеспечено.
А в этих штуках, вроде бы тысячу лет назад проводился обряд крещения.
Рядом с монастырем располагается гора, на которой Иисус произнес свою Нагорную проповедь. С виду обыкновенный холм.
Едем в Капернаум. Здесь в Капернауме Христос встретил простых рыбаков - будущих своих апостолов. Здесь совершил он первые свои чудеса. Капернаум нас очень впечатлил. Побродили среди древнеримских развалин.
С потоком польских паломников вошли в восьмиугольный католический храм, построенный поверх древней византийской церкви. По преданию она была возведена на месте дома апостола Петра.
Пришлось высидеть получасовую службу. Поляки оказались подготовлены и вслед за своими ксендзами очень красиво пели.
Затем едем полкилометра в храм Двенадцати Апостолов ортодоксальной греческой церкви. Павлины безбоязненно гуляют. Над озером покой и Божья благодать. Туристов нет ни единого человека.
Прогулялись по Национальному парку «Капернаум». Очень спокойная и умиротворяющая атмосфера.
Уже жарко, хочется окунуться в прохладную водичку, но везде таблички, запрещающие купаться. Нарушать запрет в таких благостных местах мы не стали. Вот где-то прямо здесь «Спаситель гулял по воде!»
На обратном пути теоретически можно было бы искупаться на пляже в деревне Мигдала, откуда родом Мария Магдалина. Но мы не знаем расписания автобусов, поэтому боимся упустить последний автобус на Иерусалим. На сегодняшний вечер у нас в Иерусалиме уже забронирована квартира.
Возвращаемся в Тверию и едем на автовокзал, который находится квартала на три выше набережной. До автобуса полтора часа. Могли бы и искупаться. В обменнике меняем доллары на шекели по курсу 1 – 3,75, но без комиссии.
Один билет стоил 37 шекелей. До Иерусалима ехали 3 часа. Приехали в темноте.
Собираем велосипеды и катим по ночному Иерусалиму 9 километров до нашей квартирки на улице Iceland. Велосипедистов и бегунов в Иерусалиме очень много. Много велосипедов с электромоторчиком. На таких чудах техники нас обгоняют на подъемах даже старушки.
Найти нужный адрес по описанию хозяина оказалось довольно просто. От автовокзала все время ехали по трамвайной линии. Она единственная в Иерусалиме. Квартиру мы забронировали на сервисе airbnb за 1100 рублей с человека за одну ночь. По Израильским меркам это почти бесплатно.
24.01.2017. День пятый. Великая Беготня по Иерусалиму.
За 40 минут на автобусе и трамвае добрались до старого города.
Вошли в него через Яффские ворота. Сразу же в информационном центре взяли карты-схемы со всеми обозначенными достопримечательностями и понеслись в высочайшем темпе по пустынным узеньким улочкам. Так что брать навигатор с маршрутными точками абсолютно ни к чему. Все там гораздо проще. И кстати, возле Яффских ворот есть обменники с самым высоким курсом 1 доллар – 3,83 шекеля.
В Стену Плача засунули кипу записок, адресованных Господу Богу, которые нам перед походом вручили родственники и друзья.
Помимо туристов у Стены Плача сосредоточены ортодоксальные иудеи всех возрастов. Эта самая привилегированная каста людей в Израиле. Они не работают, а только занимаются изучением священных писаний. Их, вместе с многочисленными семействами целиком содержит государство.
Первая удивительная встреча - совпадение: Я неспроста в самом начале упомянул о разговорах с друзьями в Москве, в ночь перед отлетом в Израиль. Ибо в этих специфических разговорах часто звучала фамилия министра МЧС Пучкова. И вот в Храме Гроба Господня, спустя 4 дня, мы видим В. А. Пучкова собственной персоной с многочисленной свитой.
Знаменитый вход в Храм Гроба Господня. Со знаменитой деревянной лестницей.
В храме идет реконструкция, много лесов и стройматериалов и снаружи, и внутри.
В Храме Гроба Господня и у Стены Плача у нас были «особые» ощущения, которые сложно передать словами, да и не нужно.
Почти все снимки, сделанные в Храме Гроба Господня, не получились.
Вышли за стены города. Погуляли по Гефсиманскому саду.
А это Базилика Агонии или Церковь всех наций в Гефсиманском саду. В справочниках написано, что она выглядит, как древний античный храм римской архитектуры. Но она к тому же выглядит в точности, как кинотеатр «Октябрь» в Новокузнецке.
Вид на Масличную гору и на храм Марии Магдалины из-за Львиных ворот Старого города.
Вид на Город из Гефсиманского сада.
Поднялись на Елеонскую (Масличную) гору. Осмотрели Иерусалим с высоты.
Поразило гигантское еврейское кладбище. Это самое старое кладбище в Мире, да еще и действующее. Народу за эти тысячи лет на нем похоронено не один миллион.
Почти на вершине горы случайно забрели в православный монастырь Вознесения Господня. Нам выделили женщину монашку, которая провела нам экскурсию (бесплатно) и рассказала историю возникновения монастыря.
Краткий эпизод из истории: Храм был построен без разрешения. Поэтому в 1992 году муниципалитетом была прислана строительная техника для разрушения храма. В куполе верхнего храма была установлена круглая икона Господа-Вседержителя (Пантократора). Когда в течение нескольких часов верхний храм был разрушен, произошло чудо. Икона Вседержителя неведомым образом оказалась не под руинами, а над ними. Затем, когда разрушение продолжилось, и было пробито первое отверстие в полу верхнего храма, который одновременно являлся и потолком нижнего, произошло второе чудо. Образ Вседержителя без видимых причин, сам собой покатился по руинам разрушенного храма прямо к бульдозеру, и остановился перед ним именно в вертикальном положении. В этот самый момент молот бульдозера сломался, и починить его не смогли. И разрушать храм дальше больше не пытались. Таким чудесным образом нижний храм был сохранен, и с тех пор службы проходят в нем.
На прощанье нам вручили иконки с образом Господа-Вседержителя.
Вечером от Старого города прогулялись до рынка. Накупили вкуснятины. В Израиле бесподобные финики. По сладости и мясистости они превосходят все мыслимые фрукты.
Вечерний Иерусалим тоже впечатлил.
25.01.2017. День шестой. Продолжение великой Беготни.
Погода ухудшилась. Сегодня намного пасмурнее и холоднее. Блуждаем по Иерусалиму в том же темпе. Карта практически не нужна. Мы уже все изучили и неплохо ориентируемся.
В какой-то момент мы с сыном неожиданно оказались внутри картины с библейским сюжетом. Но с полотна картины нам удалось соскочить.
В старом городе даже есть школы. Спортивные дети в футбол играют, а неспортивные обсуждают тонкости ортодоксальной теологии.
Улица Via Dolorosa – Крестный путь Христа. Обычная торговая улочка.
Прошли к обратной стороне Стены Плача к мечети Аль-Акса и Куполу Скалы. Израильтян, не являющихся мусульманами, туда не пропускают. Только иностранцев. У нас даже паспорта проверили. Уже непосредственно на месте меня персонально спросили, не мусульманин ли я?
Мечеть аль-Акса расположена на
Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка
Купол возведён в конце VII века, когда современное понятие мечети ещё не сформировалось, причём не столько как святилище, сколько для того, чтобы дать кров
Посетили «Город Давида» на горе Сион. Тут и гроб Давида, и место «Тайной Вечери». Везде много школьников, которых знакомят с «историей родного края».
В армянской части Старого города попали в храм прямо к началу службы. Это был незабываемый бесплатный концерт. Около 40 армянских монахов в балахонах с капюшонами на головах пели так, что мурашки и по коже, и под кожей. Вышли от армян в буквальном смысле преображенные.
А вот этому ортодоксу, наверное, наскучило бездельничать, решил на скрипочке попиликать.
Мы обошли (оббежали) если не всё, то очень и очень многое. Я описал малую толику наших блужданий. Конечно, не в таком бы темпе надо было бы по Иерусалиму носиться. Ибо мы изрядно успели устать. Но ничего не поделаешь. Судьбой (в виде собственных наших установок на путешествие) нам было отпущено только два дня. Возможно, судьба (как обычно, в виде собственных установок) даст нам еще шанс там побывать и полнее прочувствовать этот великий город.
26.01. 2017. День седьмой. Пробег 93 км.
В 08.00. покидаем квартирку. Пасмурно и холодно. Иерусалим уже изучен, и мы прямиком катим к Старому городу.
Спускаемся в долину Кедрона и выходим на свой трек. Уткнулись в какой-то сестринский монастырь. Ворота на замке. Вот тебе и на! По-моему это часть трека Скородумовой. Объехать монастырь не получилось. Чуть ниже высится пятиметровая стена, отделяющая палестинские территории. Едем все выше и выше, пытаясь объехать монастырь, но уходим все дальше от трека. В конце концов, забили на этот трек и выбираемся по карте на трассу на Мертвое море. Придется обойтись без посещения монастыря Мар Саба.
Долго петляем по узким улочкам арабских кварталов.
Наконец мы на трассе. Какое-то время едем вдоль стены. Причем, не очень понятно, внутри мы или снаружи. Потому что мы только что выбрались из арабских шанхаев.
Сразу же у меня прокол. Поймал шуруп. Через полчаса прокол у Сергея. Иерусалим не отпускает.
В основном несемся вниз.
Останавливаемся возле отметки «ноль». Непонятно, что символизирует эта скульптурная композиция? Похоже на характерно поднятый вверх русский средний палец. Причем здесь «ноль»?
Скатываемся до -400м. Пытаемся просочиться на первый же пляж. Но пляжи пока попадаются только платные. Вход 60 шекелей. (Почти 900 рублей за удовольствие искупаться в холодной воде и обмыться в душе)
Решаем ехать дальше. Вдоль дороги финиковые плантации. Пальмы выстроились безупречными рядами и шеренгами. Но к ним не подъехать. Все огорожено.
Справа возвышаются горы с пересохшими ложами водопадов.
В сумерках подкатились к какому-то тусовочному месту. Машины стоят у дороги, китайцы гуляют с фотоаппаратами.
Решили спуститься пониже к морю и поставить там палатку.
Метрах в ста народ купается с визгами с криками. Ну, думаем, неужели местные такие закаленные? Вода совсем не теплая, а атмосфера так и вовсе холодная. Полночи они там визжали. Сильно воняет сероводородом. Не должно же мертвое море так пахнуть?
27.01.2017. День восьмой. Пробег 35 км.
Всю ночь шел дождь, и кричали люди. Что они тут делают в потемках?
Ветер утром ураганный.
Но море выглядит волшебным. Даром, что Мертвое.
Идем к тому месту, где шумел народ. Ага, понятно, что тут такое! Метрах в десяти от моря прямо из земли выходит горячий источник и ручейком сбегает в море. Он-то и воняет сероводородом.
Температура воды далеко за 40 градусов. Сначала показалось, что окунуться в горячую воду не получится, ноги сразу обожгло. Но после купания в холодном море, потихоньку-потихоньку сели в горячую воду.
Нигде в Интернете я ничего не видел про этот источник. Вот мне и подарок сегодня на день рождения! Очередной семилетний период завершен, и согласно аюрведическим трактатам, мое материальное тело должно сегодня полностью обновиться.
Валяемся в месте впадения горячего ручья в холодные воды Мертвого моря.
Загребаем руками и смешиваем горячую и холодную воду, почти как на мысе Котельниковский на Байкале ровно год назад. (Это можно было бы также обозвать удивительным совпадением).
Общеизвестно, что Мертвое море за последние десятилетия намного уменьшилось в объемах и отступило от своих первоначальных берегов. И в настоящее время ему вообще грозит исчезновение. Поэтому, возможно, этот горячий источник еще недавно был скрыт от глаза людского под толщей соленой воды.
Ровно через 5 километров приезжаем в Эйн Геди.
По плану у нас прогулка по каньону Эйн Геди и к водопаду Давида. Проход в каньон и к водопаду платный. Но сейчас ни туда, ни туда не пускают. Дело в том, что в районе Мертвого моря ежегодно после дождей сходят сели, в которых погибает много народа. Поэтому за безопасностью туристов тут пытаются следить. Хотя сейчас сухо, и на первый взгляд кажется, что никакой опасности нет, но, видимо, местным службам виднее. Все подъезжающие туристы, уезжают назад разочарованные.
Девушка на кассе сказала нам, что рядом есть хороший пляж, и вход на него бесплатный, и даже там есть душ.
Пляж оказался очень хорошо отстроенной зоной отдыха. Но, увы, все постройки и дорожки заброшены и разрушены. То ли землетрясение было, то ли земля сама по себе вспухла, образовав множество опасных провалов. Можно реально ступить не туда, куда надо и провалиться в тартарары. Кругом таблички, предупреждающие об опасности.
Без душа лезть в воду не захотели. Ладно бы вода Мертвого моря была только сверхсоленая, но она еще и сильно маслянистая на ощупь. Полагали, что еще будет хорошая возможность окунуться. Но мы ее сами упустили именно сейчас. О чем впоследствии сожалели.
Глаз от Мертвого моря отвести невозможно, оно «вштыривает» похлеще, чем живое.
Живые кристаллы соли стараются расселиться максимально возможно и законсервировать и камни, и труды рук человеческих.
С трассы заворачиваем направо и едем круто вверх в кибуц Эйн Геди, чтобы закупить продуктов. Кибуц находится практически внутри ботанического сада. Для посещения его нужно покупать билеты. Но мы же едем в магазин, поэтому проезжаем бесплатно.
Женя, в виде подарка для папаши, закупил всяких вкусностей. Сидим посреди райского ботанического сада, объедаемся. Погуляли по кибуцу, полюбовались творением рук человеческих, устроивших маленький рай в отдельно взятом пустынном месте.
На спуске от кибуца до трассы невозможно удержаться, чтобы не запечатлеть многочисленные, разнообразные кактусообразные.
Едем 17 километров до крепости Масада. Чудовищный встречный ветер с сильным косым дождем. Гора Масада – вот она только что была перед глазами и уже скрылась в пелене дождя и тумана.
Очень крутой подъем до КПП. Но опять же из-за дождя фуникулер не работает, и на гору никого не пускают и уже сегодня не пустят. Говорят: «Приходите завтра».
Но дождь кончается, появляется радуга. Мы спускаемся немного вниз до кемпинговой площадки. И идем гулять среди причудливых фигур выветривания и каньонов.
Внизу видны типичные «ведьмины круги».
Ветер ураганный, палатку пришлось завалить камнями. Самих сдувает, ползаем на карачках. Вечером праздничный ужин, который, впрочем, мало отличается от обычного нашего ужина.
28.01.2017. День девятый. Пробег 34 км.
Всю ночь шел дождь, и ветер рвал палатку.
Утром холодный мелкий дождь. Зашиваем рваные куртки, заклеиваем дырявые камеры и в 9.00. отправляемся в путь. Сегодня на гору пускают. От КПП еще крутой серпантин до восточного входа в национальный парк «Масада». Нас направляют оставлять велосипеды на автомобильную парковку.
И тут произошло второе удивительное совпадение: Охранник на парковке, такой типичный боец со сплющенным в лепешку носом интересуется, не сломан ли у меня нос? Тут мы выясняем, что мы с ним одногодки, оба в прошлом боксеры, бывали в юности на одних и тех же соревнованиях, даже в одной весовой категории. Обнаружили множество общих знакомых и вспомнили множество эпизодов, которым оба были свидетелями. Охранника звать Израэль, отчество Хаимович (Фамилию свою он называть не стал, хотя телефон дал). Родом он из Мариуполя (бывший Жданов). Израэль так и остался по жизни бойцом и хулиганом. Каждый его жест, каждое мимическое движение, каждое словечко и интонация его произнесения, всё это из того не очень давнего боксерского мира моей молодости. Такой стиль общения с помощью джебов и апперкотов. Я как будто в юность вернулся. И сам автоматически переключился на специфический разговор с «боксерским акцентом».
Он успел рассказать нам основные пласты своей жизни. Был он и сионистом, и хасидом, и мафиози. Он призывал нас не связываться никогда с коварными еврейскими женщинами, которые разбили его сердце, и прикарманили его капиталы. Долго мы с ним обнимались не в силах расстаться.
Женя поехал вверх на фуникулере за 56 шекелей, мы с Сергеем пошли пешком по «змеиной тропе» за 28 шекелей. Если идти вверх очень быстро, то подъем занимает 30 минут.
Гора Масада находится на восточной окраине иудейской пустыни. Высота ее 450 метров над уровнем Мертвого моря. Вершина горы представляет собой плоскую ромбовидную площадку размером 650*300 метров. Между Масадой и Мертвым морем пролегает белёсая равнина, образованная осадочными мергелевыми породами древнего моря Лашон и изрезанная руслами многочисленных потоков стекающих с окрестных гор (по которой мы вчера и гуляли).
Смотреть на горе есть что, только очень холодно. Приходится передвигаться быстро. Виды с горы намного интереснее, чем виды на самой горе.
Внизу виден КПП и восточный вход.
Виден западный вход в крепость, со стороны города Арод и насыпанный в древности римлянами осадный вал.
Израильские птицы – смелые и дерзкие. Моментально в глаз клюнут, если шоколадкой не поделишься.
Немного информации о крепости «Масада» из проспекта, полученного на горе: Крепость «Масада» была построена в 1 веке до нашей эры Иродом Великим, царем Иудеи. А в 1 веке новой эры стала последним оплотом еврейских повстанцев, боровшихся против римского владычества. Сохранился внушительный комплекс строений иродиадской эпохи, а также единственная, сохранившаяся до наших дней система римской осады (лагеря, блокадная стена, насыпь).
На протяжении года римские войска осаждали крепость. Когда уже не осталось в крепости еды, предводитель евреев Элазар Бен Яир произнес пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми.
… Дабы не брать на всех грех самоубийства, избрали они по жребию десять человек, которым предстояло умертвить остальных. Затем эти оставшиеся десять выбрали одного, который умертвил их всех, а затем себя. И поднялись римляне на Масаду, и нашли груды убитых, и не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, пораженные величием их духа и несокрушимым презрением к смерти.
Трагические события последних дней крепости превращают ее в символ еврейского героизма в борьбе за свободу и независимость.
Бродим по горе долго, заглядываем в каждую щель. Постепенно начинают прибывать туристы, бразильцы и китайцы.
Пешком возвращаемся вниз, набираем в кулерах запас воды, в туалете отмываемся и очищаемся от грязи.
Едем вдоль Мертвого Моря до городка Неве Зохар.
Солнце освещает горы Иордании на противоположном берегу.
Доехали до поворота на Эйлат и свернули по треку на грунтовку в парк Нахаль-Сдом.
Катимся у подножия Содомских гор.
Едем иногда по совсем узеньким ущельям, где машинам не разъехаться.
На ночь встали, наоборот посреди ооочень широкой дороги.
Такие вечерние пейзажи вдохновляют и возвращают молодость и здоровье.
29.01.2017. День десятый. Пробег 61 км.
Первая ночь без ветра.
Катаемся в лабиринтах каньонов. Для меня так очень впечатлительно. А Серега, кричит: «Нее это не Каппадокия!»
Выезжаем на плато, внутри которого эти каньоны и находятся. У меня почему-то разрядились батареи фотоаппарата, хотя обычно их хватает на 2 недели, даже зимой.
Начинается очень крутой подъем вверх. Смешно сказать – с великим трудом вскарабкиваемся на отметку 0 м. Но нам еще и надо забраться на +375 метров.
Выехали на асфальт к какому-то дымящему заводу. Проехали километра 3 и свернули на дорогу 25. Решили сделать крюк в 7 километров до города Димона, чтобы прикупить продуктов и зарядить батареи. В Димоне очень много русскоязычных.
Зарядил батареи в магазинчике на базаре.
Съезжаем 7 км вниз и поворачиваем на Большой кратер. Едем вдоль железной дороги. Уже смеркается, надо вставать. Усекли тоннельчик под железкой. Проползли на противоположную сторону и поставили палатку на поляне между железнодорожным полотном и горной цепью, куда уходит маркированная туристическая тропа.
30.01.2017. День одиннадцатый. Пробег 52 км.
Самая холодная ночь. Все небо в звездах. Утром палатка плавает в росе. Температура около 0.
Первое абсолютно ясное утро. Но тепло не становится.
Через 15 километров мы у входа в Большой кратер (Great Crater). Вот что о нем говорит Википедия:
«Большой кратер является махтешем (кратером), геологическим эрозионным образованием в пустыне
Едем по кратеру 13 километров. Наслаждаемся разнообразием цветов. Если не знать о его эрозионном происхождении, то для неопытного глаза он видится как кальдера древнего вулкана. Под колесами полно всякой пемзы и прочих шлаковых камешков.
Выползать из кратера приходится по очень крутому и каменистому подъему. Тащимся пешком.
Наверху, как угорелые носятся каменные куропатки. И верблюды, наоборот, никуда не носятся, а жуют свою именную колючку.
Скитаемся по пустыне, пока не выезжаем на шоссе №40 и не приезжаем в кибуц Сде Бокер. Опять кибуц оставляет самые приятные впечатления. Везде цветники, фонтаны и бассейны. Нас проводили в школу и подвели к воде. Два крана. В одном просто вода, в другом очень сильно газированная вода. Надули животы газом до критического давления. Едва не лопнули.
Отъехали от Сде Бокера 2 километра, свернули по следу квадроцикла в пустыню и поставили лагерь. Чуть только темнеет, над палаткой начинают летать вертолеты, а где-то вдали слышны пулеметные очереди и глухие взрывы.
31.01.2017. День двенадцатый. Пробег 66 км.
Утро пасмурное и очень холодное. В 07.20. – старт. Холодно даже при прямом ярком солнце.
Приехали в Мицпе Рамон. Уже 2 километра проехали по городу нигде ни души. Как в фантастическом фильме. Город среди пустыни, и в нем нет людей, все умерли. Очень интересная картинка, вызывающая интересные ощущения.
Наконец, стали появляться отдельно существующие люди. Потом появился отдельно существующий магазин, с отдельно существующим продавцом. Пока мы там шумно закупались, зашел даже один отдельно существующий покупатель. В общем, сюрреалистический, фантасмагорический городок.
Опять же колеса сами нас привезли к школе. Спросили у девочек, где можно набрать воду. Девочки забрали все наши многочисленные бутылки, и пошли набирать для нас воду.
А мы долго болтали с колоритным бородатым носатым охранником школы. Давид Пашковский – бывший высококлассный токарь инструментальщик, бывший житель Бишкека. Основной лейтмотив всех жизненных историй, услышанных нами от бывших наших соотечественников: «Да, жить в Израиле очень тяжело. Чтобы хорошо жить, надо таки в два раза больше работать. Но я ни секунды не жалею, что сюда приехал 10, 20, 30 лет назад. Здесь моя Родина, здесь мой народ, здесь мой Бог, здесь мое место под солнцем».
Едем в кратер Махтеш Рамон 12 километров по пустыне между сопок. Проезжаем стойбище бедуинов. О бедуинах от израильтян мы слышали два отзыва:
Спуск в кратер очень крутой и каменистый. На квадроциклах проезжается, на велосипедах проходится пешком.
«Длина кратера — около 40 км, ширина — около 9 км, глубина — около 350 м. Дно кратера расположено на отметке примерно +500 м над уровнем моря».
Вышли прямо к лавовому конусу.
Опять, на мой взгляд, противоречие. Википедия говорит что кратер, как и Great crater - продукт эрозии. Внутри кратера видны несколько лавовых конусов. Если это и вулканические конуса, то они настолько древние, что их жерла давно засыпаны. Но вся порода под ногами прямо совсем на вид вулканическая.
Едем по дну кратера. Пейзаж похож на окрестности вулкана Мутновский на Камчатке. Тот же лунный пейзаж, тот же шлак под ногами.
Над головой, метрах в пятидесяти, пролетели военные истребители. По очереди 5 штук. Очень жуткие ощущения. Сразу, как-то начинаешь думать о сирийских детях. Настолько чувствуешь себя уязвимой беззащитной букашкой.
На выезде из кратера очень и очень красивые виды. И охренительный спуск по горкам вверх – вниз к шоссе №40. Этот спуск и этот вид – просто подарок.
На шоссе выезжать не стали. Остановились на территории парка недалеко от шоссе.
В Израиле постоянно наблюдается аномальное явление. Птицы здесь – бесстрашные. Это еще мы на Масаде видели, но думали, мало ли. Может, туристы приучили из рук шоколад хватать. Но здесь и в пустыне птицы бегают под ногами. Хлебные крошки только нюхают с ладошки, есть отказываются. А вот финики тащат прямо со стола, прямо на глазах.
Опять ночью над нами кружили вертолеты.