Целью нашего маршрута было пройти и сделать техническое описание 3 перевалов (пер.Ковалёва2А, пер.Брувера2А*, пер.Морозова2А) в цирке Большого Зуба (хр.Тигер-Тиш).
Состав Команды состоял из трёх человек (слева направо):
1. Цуприй Дмитрий (руководитель).
2. Карманов Аркадий (хронометрист).
3. Щукин Александр (ответственный за снаряжение).
Забегая вперёд скажу, что маршрут наш не получился из 6 запланированных дней похода, мы сходили всего 3! Погода внесла свои коррективы в наши планы…. И так поехали…
День первый. 08.09
Ранним утром 8 сентября наша группа в составе 3-х человек отправилась на маршрут. Сбор группы у пригородных касс. Моросил противный мелкий и холодный дождь. Непогода нам не испортила настроения, у всех был оптимистичный и боевой лад на предстоящий маршрут.
Объявили нашу электричку Новокузнецк-Междуреченск. В электричке немного покемарили.... Ну как покемарили - Аркаша вообще лёг на скамейку и спал. А мы с Саньком немного подремали, а потом весь оставшийся путь болтали о нашем маршруте, снаряжении, кто куда ходил и кто, куда собирается в дальнейшем, посмотрели карту, сверили список снаряжения. Незаметно полтора часа и пролетели, а точнее проехали!
Следующим этапом была пересадка на электричку Междуреченск-Бискамжа. Электричка состояла из 4 вагонов, но несмотря на это, вагоны были полупустые, ехали в основном рыбаки и дачники.
Весь путь нас сопровождал дождь. Любуемся осенними красками и пейзажами из окна. Река Томь заметно обмелела, и то и дело слышали, как вздыхали и что бубнили позади нас сидевшие рыбаки. Вскоре в вагоне совсем кроме нас никого не осталось и на станции Лужба мы выходили из вагона в одиночестве.
Дошли быстро до переправы и только на ней мы поняли, что на станции людей было мало. Двое туристов, которые шли в Золотую Долину, и пять рыбаков собиравшиеся на реку Бельсу.
Нас тревожил один момент: будет ли Урал, который довозит всех желающих за определённую плату до Талькового карьера. Но вскоре наши сомнения развеялись - Урал будет. А значит, мы сэкономим время и силы. Нам было это очень важно, ведь у нас всё расписано по дням и не было запланировано резервных дней для отсидки в непогоду, машина была нам в помощь!
Маршрут наш был технически опасный и мне как руководителю предстояло зарегистрироваться у спасателей МЧС. К сожалению спасателей, на месте не было, встать на учет не получилось. Возможно, это связано с тем, что уже не сезон для походов и спортивных маршрутов.
Быстро и оперативно загрузились в Урал, и мощная машина повезла нас к Тальковому карьеру. Доехали до места достаточно быстро. Выгрузились, переоделись, стартовое фото группы, “под рюкзаки ” и вперёд к приюту Снежный Барс!
Временами моросил мелкий дождь и поддувал холодный ветер. От дождя глиняная дорога, ведущая до приюта, была скользкая, что затрудняла нам разогнаться.
Наконец выходим к приюту, решаем пообедать. Остановились на большой поляне со столиком. Опять шел мелкий дождь, пообедав вкусного борща, выдвинулись к приюту Рубановский стан.
На Рубан мы пошли по причине того, что мы забыли взять бутылки под воду, в надежде на то что мы их там найдём. Пока дошли до приюта, погода совсем испортилась, и хребет, что виднелся с поляны, был затянут плотным туманом.
Стоя по козырьком приюта, прячась от дождя, мы всматривались на хребет в надежде, что ветер раздует туман. Но наши надежды не увенчались успехом, и мы решили идти.
Вышли с приюта в 13.20 в направлении перевала п.Дураков. Дождь так всё и не заканчивался, временами усиливался, потом снова утихал и вовсе прекращался. На замену дождю стал дуть сильный ветер. Приходилось утепляться и одевать штормовые куртки.
По пути подъёма вдоль тропы кушали чернику, ягоды было очень много! Воды, к нашему сожалению, на протяжении всего нашего подъёма не было.
Поднялись выше зоны леса на седловину п.Дураков мы приблизительно в 15.00. Туман немножко раздуло, но эта радость продлилась не долго. Через минут 10-15 все опять затянуло плотным туманом, видимость приблизительно метров 30. Саня успел пофотографировать окружающие нас пейзажи.
Просматривается наш первый перевал Ковалёва 2А.
Быстро и молниеносно туман обволакивает нас…
Прошли метров 300 в сторону пика Строителей. Идти невозможно. На мокром куруме никакой “Вибрам” не держит, да и вообще, опасно передвигаться в плотном тумане. Временами пролетает мокрый снег, ветер усиливается.
Решаем ставить палатку. В тумане и из-за сильного ветра с трудом находим место под стоянку. Лагерь поставили в 16.15.
Все промокли и замёрзли, благо с водой проблем не было. После установки палатки, мы в буквальном смысле стали собирать, вычерпывать дождевую воду из ложбин курумника. С двух линз набрали около 5 литров воды. Нам хватило и еду приготовить, и чай разогреть.
Замёрзшие, но довольные, наелись и согрелись горячим чаем, как говориться, восстановили свой водно-солевой баланс.
Дождь или мокрый снег нас уже не интересовал, ведь он шел по ту сторону палатки. Ближе к 7 часам вечера стало очень холодно, все залезли в спальники. Пришлось зажигать горелку для обогрева палатки. А что бы в холостую не переводить газ, мы грели чай.
Сильный дождь бил по тенту палатки, порывистый ветер сдувал наше жильё, приходилось держать дуги… Благо такая погода длилась недолго, дождь с ветром утих. И мы с облегчением выдохнули и легли спать, но то и дело просыпались и прислушивались, что твориться за палаткой и какие сюрпризы нам преподносит погода! Но вроде всё тихо, только дождик всё по-прежнему бил по тенту, под эту дробь мы и уснули до утра.
День второй. 09.09.
Все утро лил дождь. Или вовсе он не прекращался....
Саня проснулся первым, чтобы набрать воды для приготовления пищи и посмотреть, как обстоят дела с погодой. Но, как бы мы не надеялись, погода не улучшилась, а наоборот, стало только хуже. Туман стал более плотным, со стороны р.Амзас дул сильный ветер со снегом.
Пока завтракали, обсуждали наши дальнейшие планы, ждать погоды или идти вниз.
6 дней маршруту. Один из них уже не задействован, хотя в первый день мы должны были ночевать на перевале Снежном. На второй день должны работать на перевале Ковалёва. Но увы, мы только под пиком Строителей!
Времени нагонять маршрут не было. Да в такую погоду и не разгонишься. Ждать погоды смысла не было, и мне пришлось принять решение спускаться вниз. После того как позавтракали, мы не стали терять время, начали сразу собираться.
Было очень холодно, дул ветер с мокрым снегом. У меня лично от такого холода замёрзли руки, спасли только перчатки. Жаль только то, что перчатки мокрые ещё со вчерашнего дня - но всё-таки с ними лучше. Обязательно фотографируемся…
А это Саня нашел флаг ЮКУ, висевший на кедрушке.
Наш путь в сторону пика Строителей….
Остатки от флага ЮКУ.
Выдвинулись с места стоянки в 12.30. Мокрый курум из-за низкой температуры стал обледенелым, скользко и опасно.
Всё-таки правильно я сделал, что стали возвращаться обратно. Проходим метров 20 и первое падение. Упал Аркаша, благо, что без травм.
Скорость нашего передвижения совсем упала. Аккуратно, опираясь на камни, спускаемся вниз к седловине п.Дураков. Найди Аркадия=)
Коротенькое видео, немного передаст те самые ощущения мрака…
На один момент перед спуском к седловине, ветер раздул туман по обе стороны хребта. Завораживающее представление! Мы не могли пропустить такого момента, и все достали фотоаппараты…
На перевале поймали связь, решили позвонить. Да и по-скорее спускаться вниз, потому-что время подходило уже 15 часам.
Спустились быстро. Всё это время нас поливал дождь. По глиняной тропе спускаться было сложно, хорошо помогали треккенговые палки.
По пути решили, что будем ночевать на Рубановском приюте, так как надо было просушиться и обогреться. На приюте никого не было, и сама изба была открыта.
В приюте растопили печь, раскинули палатку и вещи для просушки, пообедали. Изредка выходили из избы, наблюдали за погодой. Но никаких ихменений - попрежнему лил дождь. С тоской и грустью смотрели на так и не открывшийся хребет. Сделали немного фото окрестностей приюта.
Где то там за туманом и скрывается хребет, который за все 3 дня нам так и не открылся…
К вечеру значительно похоладало. Изредка выходили на улицу, чтобы посмотреть на погоду.
Понижение температуры способстововало тому, что у нас летел большими хлопьями снег! Если у нас здесь идёт, то на хребте, вообще, я так пологаю, задувает снегами. Всё-таки хорошо что мы ушли вниз...
Весь вечер коротали за кружкой чая. Очень хорошо было спать в обогретой избе.
День третий. 10.09.
Утром 10 сентября, мы стали собираться идти вниз на станцию. Лил сильный дождь. Такое ощущение, что на протяжение всех 3 дней маршрута, дождь ни разу не прекращался.
С приюта вышли в 11 часов. По дороге вниз встречались туристы шедшие с Золотой Долины. Сказали, что там вообще мрак…
К месту переправы пришли к часам 14, перевезли нас за 20 минут до электрички. А дальше всё как по накатаной. В Междуреченске пересели на Новокузнецкую электричку и всё - мы дома… На этом наш маршрут и закончился.
Огромную благодарность вырожаем от всех участников команды магазину РОБИНЗОН за предоставленное снаряжение:
Палатка NOVA TOUR Explorer 2N
Отичная палатка с характеристиками 4000 (мм./ в.ст) тента и 5000 (мм./ в.ст) дна и приемлиемой ценой - 6390 руб.
Минимальный вес 3 кг. Хорошо минимизируют вес, алюминевые дуги.
По периметру палатки имеется ветро-снего защитная юбка, которая нам очень помогла.
Единственный минус, что эта палатка расчитана именно на двух человек, нам в троём в ней было очень тестно.
Вместительные тамбура, где достаточно ёмко уложились наши 3 рюкзака. Второй же тамбур был задействован для хранения обуви, посуды, горелки и других мелочей.
Палатка себя очень хорошо показала на ветроустойчивость и влагозащиту.
Отличный выбор как для несложных походов и ПВД, так и для серьёзных маршрутов!
Так же магазин Робинзон предоставил нам одежду фирмы BASK, всеми известную и давно облюбовавшую туристами, альпинистами, спелиологами и просто занимающихся активными видами спорта , а именно куртки:
Куртка BASK Atlant
Лёгкая, удобная курточка из материала Pike Stretch и вставками на спине и под мышками из DryClim Stretch. Очень хорошо дышит и отводит влагу, что-то вроде термобелья. Не стесняет движений. Имеются карманы. Вполне рабочая, ходовая куртка, без лишних наворотов, приятной расцветки, удобная и эргономичная.
Куртка BASK Panzer V3
Штормовая куртка из материала Soft Shell. Отлично справляется с ветро-влаго защитой. Для регулирования запястья имеются липучки. Обьёмные карманы, флисовый подклад. Совмщает в себе утеплённую штормовую куртку. Единственный минус этой куртки - отсутсвие капюшона. Мягкая и эластичная ткань позволяет не стеснять движений. Вполне подойдёт для прохладной погоды или как второй слой под мембрану.
Куртка BASK Tornado V2
Штормовая куртка. Модель достаточно продумана. Правильно расположены усиления на плечах и спине для рюкзака. Анотомический и регулируемый капюшон с козырьком, можно использовать с каской. Анотомический крой в локтевой области. Так же, как и на предыдущей модели Panzer V3, регулировка запястья липучками. Что касаемо влагозащиты и ветрозащиты, то куртка справилась на отлично. Очень удобная ходовая куртка. Тепло не сохраняет, нужно обязательно что-то поддевать. Мы совмещали две модели Atlant и Tornado V2. Пока идёшь - тепло и комфортно, только встал - надо утепляться. Лично мне эта модель очень сильно понравилсь.
Курточки на защите от дождя и ветра!
Обидно что маршрут не получился. Но мы не могли рисковать, да и глупо было бы. Поэтому на этом мы не остановимся, мы придём сюда в новом году, и я надеюсь, что мы сделаем задуманное...
Ещё раз хочу поблагодарить нашего спонсора за поддержку идеи и предоставленное снаряжение магазин Робинзон!
Отдельное спасибо Дрепину Виталию за взаимопонимание и трепетное отношение к выбору снаряжения.