Прохождение водноготуристского спортивного маршрута III категории сложности в Республике Бурятия по рекам Кыджимит и Витим группой из города Новокузнецка, МОУ «Детский дом-школа №95», в период с 07 августа по 26 августа 2011 года.
Целью похода являлись повышение спортивно-туристского мастерства занимающихся ребят в туристской секции МОУ «Детский дом - школа №95» г. Новокузнецка и посещение нового географического района.
Идея посетить новый для нас географический район существовала давно. На протяжении последних пяти лет воспитанниками туристской секции было совершено 12 водных походов 1 – 3 к/с., по рекам Кемеровской области и Республики Хакасия. В течение года рассматривались различные варианты водных маршрутов 3 к/с. Главными критериями при выборе маршрута были автономность маршрута, его спортивная составляющая, малая посещаемость района и желательно наличие хорошей рыбалки. По совету новокузнецкого водника Петрова Алексея остановились на связке рек Кыджимит и Витим в Республике Бурятия.
Информации по данному маршруту оказалось крайне мало, ни лоций, ни описания реки Кыджимит, ни тем более отчетов о походах по данной реке, только несколько фотографий в интернете. В нашем распоряженииимелся картографический материал М 1:200000 и описание реки со слов Петрова Алексея. Тем и интересней был для нас этот маршрут.
Что касается подготовки команды к походу, состав группы на 94% состоит из воспитанников и выпускников МОУ «Детский дом - школа №95» г. Новокузнецка. Все ребята занимаются в туристско-спортивном объединении детского дома. В рамках воспитательно-образовательной программы этого объединения они изучали: краеведение, топографию и ориентирование, основы гигиены, первую доврачебную помощь. В течение учебного года ребята регулярно выступали на районных, городских и областных соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, где становились победителями и призерами. Так что команда, к моменту старта в Республику Бурятия, была подготовлена хорошо к прохождению этого маршрута.
№ |
Фото участника |
ФИО, год рождения, |
Максимальный тур.опыт |
1 |
Трегуб Тимур Нурланович, 1996 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
водный, |
|
2 |
Кизикаев Андрей Павлович, 1992 г.р. студент Прокопьевского аграрного колледжа, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
пеше-водный |
|
3 |
Муратов Алексей Викторович, 1992г.р., студент ФГОУ СПО Строительный техникум, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
пеше-водный |
|
4 |
Чугунов Роман Павлович,1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
водный, |
|
5 |
Никитин Иван Сергеевич,1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
пеше-водный |
|
6 |
Хлебников Антон Станиславович, 1992 г.р. студент КузГПА, ЕГФ, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
пеше-водный |
|
7 |
Супонин Андрей Павлович, 1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
пеше-водный |
|
8 |
Некрасов Никита Евгеньевич, 1997 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
водный, |
|
9 |
Мыжевских Константин Сергеевич,1994 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
водный, |
|
10 |
Цветиков Богдан Павлович,1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
водный, |
|
11 |
Любинский Николай Сергеевич, 1996 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
водный, |
|
12 |
Нетяга Павел Викторович, 1978 г.р. ООО «Прайд», г. Новокузнецк |
пеше-водный |
|
13 |
Ляпин Станислав Евгеньевич, 1986 г.р. МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
пеше-водный |
|
14 |
Неугодников Ярослав Викторович, 1978 г.р. МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк |
водный, 5 к/с., руководство, Восточный Саян, р. Кизир |
г. Новокузнецк – г. Улан-Удэ (ж/д) - п. Кыджимит (авто) – р. Кыджимит (сплав)
– р. Витим (сплав) - п. Романовка – г. Чита (авто) – г. Новокузнецк (ж/д)
Район проведения: Республика Бурятия, Витимское плоскогорье Вид туризма: водный Категория сложности: третья Состав группы: четырнадцать человек Время проведения: с 07.08.11г. по 26.08.2011 г. Продолжительность похода: 20 дней из них: подъезды и отъезды 7 дней дневки - 2 дня ходовых дней - 11 дней Протяженность: сплав – 307 км. |
Физическая карта Республики Бурятия
Обзорная карта района похода
Условные обозначения |
|
Начало активной части маршрута |
|
|
Окончание активной части маршрута |
|
Активная часть маршрута (сплав) |
Вид препят-ствия, название |
Категория трудности |
Длина |
Характеристика препятствия |
Путь |
Топляки, расчески, на |
1 |
- |
Все расчески просматриваются с воды. |
Необходим постоянный маневр, подходы на малой скорости по малому радиусу. |
Шивера №1 |
2 |
900 м. |
Большое количество камней в русле, сливы до 0,5 м., |
Необходим постоянный маневр среди надводных и обливных камней возможна «посадка» на камни. Прохождение без разведки. |
Шивера №2 |
2 |
1,7 км. |
Большое количество камней в русле, сливы до 0,7 м., |
Необходим постоянный маневр среди надводных и обливных камней возможна «посадка» на камни. Прохождение без разведки. |
Порог № 1 |
4 |
400 м. |
Состоит из двух ступеней: |
Прохождение порога без груза. Осуществление страховки двумя спасательными концами «Морковка» на левом берегу. Движение ближе к левому берегу по краю бочки на косой вал. Чалка на левом берегу. Привязывание груза, прохождение шиверы по центру. Уход от прижима, чалка на левом берегу. |
Шивера №3 |
2 |
500 м. |
Большое количество обливных камней в русле, валы и сливы 1 – 1,5 м |
Прохождение с разведкой с берега. Движение по центру реки.Чалка на левом берегу. |
Шивера №4 |
2 |
700 м. |
Большое количество обливных камней в русле, сливы до |
Прохождение с разведкой с берега. Движение по |
Шивера №5 |
2 |
600 м. |
Валы до 0,5 м., |
Прохождение без разведки. Движение поцентру реки. |
Шивера №6 |
2 |
300 м. |
Валы до 0,5 м., |
Прохождение без разведки. Движение по центру реки. |
Байсайский порог |
3 |
150 м. |
По центру реки слив около 1,5 м., с средней бочкой за ним. Под правым скальным берегом валы до 1,5 м. |
Прохождение порога без груза. Осуществление страховки двумя спасательными концами «Морковка» на левом берегу. Движение по центру. Чалка на левом берегу. |
Перекаты Борона №1,№ 2 |
1 |
500 м. |
Валы и сливы 0,5 – 0,7 м. |
Прохождение по центру без разведки и страховки. |
Так как данный водный маршрут: связка рек Кыджимит и Витим не входит в «Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов» и не является эталонным, то определение категории трудности водных препятствий,категории сложности водного маршрута осуществлялась согласно таблиц «Оценка трудности водных препятствий» и «Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности»приведенных в «Регламенте соревнований по группе дисциплин «маршруты» 2008г.
Количество локальных водных препятствий,
имеющих категорию трудности водного маршрута:
п.Кыджимит – р.Кыджимит (сплав) –р.Витим (сплав) – п.Романовка
Категория сложности водного маршрута |
Минимальное количество локальных водных препятствий, |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I |
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
III |
2 |
6 |
1 |
1 |
|
|
Поход проходил в Республике Бурятия по Витимскому плоскогорью.
Витимское плоскогорье расположенов бассейне верхнего течения р. Витим, между Южно-Муйским, Яблоновым и Икатским хребтами (Бурятия). Максимальная высота 1753 м, средние высоты 1100–1400 м. Плоскогорье сложено древними кристаллическими породами – гранитами, сланцами, гнейсами, мраморами. Имеются месторождения золота, слюды, полиметаллических руд. Основу рельефа составляет система низких хребтов и массивов, чередующихся с широкими межгорными понижениями. Местами развит карст (пещера Долганская Яма). Вулканические извержения в четвертичный период сформировали ряд плато и невысоких конусов. Равнинный, пологоволнистый, увалистый и холмистый рельеф с отдельными вулканическими постройками (вулканы Обручева, Мушкетова, Лопатина и др.) и участками базальтовых плато. Многочисленны заболоченные котловины с озёрами, в том числе солёными: наиболее крупные объединяются в Баунтовскую, Еравнинскую и Арахлейскую группы озер. Имеются минеральные источники (курорт Баунт и др.).
Климат резко-континентальный с малоснежной, длительной и морозной зимой, коротким, но тёплым летом. Небольшой снежный покров образуется преимущественно за счёт осадков, приносимыми сюда западными циклонами. Количество осадков в год в среднем составляет от 270-310 мм в год. Самая низкая температура января доходит до -35° -40°, а высокие летние температуры в июле поднимаются до +25° -35°С (ночью температура падает до 5° -8° С). Осень здесь типично Забайкальская, с сухой, ясной и прохладной погодой. Средняя температура колеблется от 5° до 7°С. Весна холодная, ветреная, поздняя и непродолжительная. Средняя температура, например, мая составляет 4° С.
Вся территория находится в зоне тайги. Здесь повсюду господствует лиственница. Горные вершины часто безлесны, с горно-тундровой растительностью, загромождены каменными развалами. В местах, где глубже оттаивает мерзлота, где несколько теплее климат, к лиственнице примешивается сосна, берёза, осина и ольха. Лиственничная тайга, благодаря осветлённости, характеризуется хорошим развитием нижнего кустарникового яруса. Так, здесь повсеместно встречается багульник – краса сибирского леса, шиповник, можжевельник, кислица, ягоды голубики, брусника. Поблизости рек растут ива, черёмуха и боярышник.
Животный мир тайги Витимского плоскогорья. Из крупных зверей здесь обитают медведи, лоси, изюбри, маралы, косули, волки, в большом количестве распространен кабан, лисицы-огневки. Встречаются изредка хищники: рысь, хорёк. Богатством леса являются белки, представляющие особое промысловое значение и соперничающие с ними кормах – бурундуки. Из лесных птиц широко распространены рябчик, глухарь, тетерев, дятел, сова. В урожайные сосновыми шишками годы появляются клесты. Наиболее многочисленны – коршун, кукушка.
Экологическая обстановка в районе удовлетворительная, её можно оценить как зону с природными условиями в первозданном виде и не подверженную техногенными загрязнениям.
Чтобы начать маршрут необходимо доехать до г.Улан-Удэ. В нашем случае это можно было, сделав сев на поезд № 207 ст.Новокузнецк – ст.Владивосток, до ст.Улан-Удэ. Время отправления из г.Новокузнецк 11.20 (время московское, далее (мск). Из г. Улан-Удэ до нежилого геологического поселка Кыджимит можно добраться только по старой гравийной дороге автотранспортом, с повышенной проходимостью, который необходимо заранее заказывать, это наверно самая сложная часть организации заброски группы на маршрут.
За два месяца до выхода в поход еще, будучи в г.Новокузнецке велись переговоры через интернет и телефон с потенциальными водителями до п.Кыджимит. В конце концов вышли на жителя г.Улан-Удэ Соколова Сергея Оттовича, который организовал нашу заброску до п.Кыджимит.
Также важным моментом является автомобильная выброска с маршрута из п.Романовка. По имеющийся у нас информации через п.Романовка ежедневно проходит рейсовый автобус по маршруту п.Богдарино – г.Улан-Удэ. Но вследствие большого числа участников похода (14 человек) рассчитывать попасть с рюкзаками и веслами в этот автобус мы не могли.
В ходе поиска автотранспорта, также еще в г.Новокузнецке вышли на ООО «Читинский Автовокзал» Ассоциации «Читаавтотранс» ул. Костюшко-Григоровича, дом № 7, где был заказан автобус на 23.08.11г. через гарантийное письмо от нашего образовательного учреждения.
Таким образом, определилась дата 26.08.11г. и город Чита в котором мы должны были сесть на поезд № 207 ст. Владивосток – ст. Новокузнецк. Все билеты на ж/д поезда в оба направления покупались за 30 дней во избежание отсутствия билетов, так как лето время отпусков, и существует дефицит билетов на ж/д транспорт.
Маршрут не проходит через какую либо территорию заповедника, заказника и национального парка, соответственно согласовывать маршрут с вышеперечисленными инстанциями не надо.
На учет в КСС наша группа встала в Бурятской Республиканской ПСС, 09.08.11г. по приезду в г.Улан-Удэ. ПСС расположена в г.Улан-Удэ, ул. Геологическая – 7.
1. Прохождение теоретических и практических занятий в предпоходный период в рамках воспитательно-образовательной программы туристско-спортивного объединения МОУ «Детский дом-школа №95».
2. Получение медицинского допуска участниками в поход.
3. На 13 участников похода из числа воспитанников, выпускников и сотрудников МОУ «Детский дом-школа № 95» была оформлена страховка от несчастного случая, на медицинскую транспортировку и медицинское обслуживание.
4. Выпуск группы на маршрут МКК Федерации Спортивного Туризма Кемеровской области (код 154-13-5545003(3А)00). На маршрут группа выпускалась 06.07.11г., на этот момент пять участников имели максимальный туристский опыт 1 к/с, то есть составляли одну треть группы с правом участия в походе 3 к/с. Однако все эти участники в период с 11.07. по 21.07.11г., совершили водный поход 2 к/с по Большому Абакану в Западных Саянах в составе группы МОУ «Детский дом-школа № 95» под руководством Гребенщикова В.В. Группа выпускалась на маршрут в МКК Дворца детского творчества им. Н.К.Крупской г. Новокузнецка (код 142-01-220200200). И на момент прохождения похода по рекам Кыджимит и Витим вся группа имела соответствующий сложности маршрута опыт.
5. Постановка на учет в Бурятской Республиканской ПСС г. Улан-Удэ.
6. Наличие в группе GPS навигатора и двух портативных раций, с радиусом действия до пяти километров, для организации внутренней связи в группе.
В связи с полным отсутствием каких либо населенных пунктов и реальной удаленности от транспортных артерий (ж/д, автодорог) при аварийной ситуации в гидросетир. Кыджимит выход только один - движение вперед по р. Кыджимитдо р. Витим, где на устье реки Заза находится действующая метеостанция Усть-Заза (точ.GPS №16), которая имеет радиосвязь и связанна лодочным сообщением с п. Романовка.
Изменение сроков захода на маршрут и выхода с маршрута не произошло, так как заранее были приобретены билеты на ж/д транспорт в оба конца. И движение группы на маршруте строго придерживалось запланированного графика движения. Хотя фактически завершить активную часть маршрута можно было на 2–3 дня раньше. Изменения маршрута также не произошло.
Произошли изменения в составе группы. По различным обстоятельствам в поход не смогли выйти два участника заявленные в маршрутной книжке: Букин П. и Мельков Т.
День пути |
Дата |
Участок пути, |
Протяжен- |
Чистое ходовое время, |
Определяющее |
Метеоусловия |
1-3 |
07.-09.08.11 |
г. Новокузнецк – |
2200 км. |
46 час. |
--- |
---- |
3-4 |
09.- |
г. Улан-Удэ – |
350 км. |
7час., |
Три брода. |
Пасмурно |
4 |
10.08. |
р. Кыджимит, |
0 км. |
--- |
--- |
Переменная облачность, |
5 |
11.08. |
р. Кыджимит, |
17 км. |
3ч. 10 мин., |
Топляки, |
Переменная облачность, |
6 |
12.08. |
р. Кыджимит – |
36 км. |
4 ч. 30 мин. |
Топляки, |
Переменная облачность, |
7 |
13.08. |
уст. р. Шовокикан – |
27,6 км. |
3 ч. 05 мин., |
Топляки, |
+ 10°С – утро, ясно, |
8 |
14.08. |
р. Кыджимит – |
28,2 км. |
4 ч. 12 мин., |
Топляки, |
+ 13°С – утро, пасмурно, |
9 |
15.08. |
уст. р. Муясын – |
30 км. |
3ч. 40 мин., |
Порог № 1- |
+ 18°С – утро, облачность, |
10 |
16.08. |
р. Витим |
34,1 км. |
4 ч. 15 мин., |
шивера №5- |
+ 17°С – утро, облачность |
11 |
17.08. |
р. Витим – |
39,4 км. |
4 ч. 42 мин., |
шивера №6- |
+ 14°С – утро, ясно, |
12 |
18.08. |
уст. р. Байса – р. Витим – |
20 км. |
2 ч. 27 мин., |
Перекаты |
+ 20°С – утро, ясно, |
13 |
19.08. |
р. Витим – |
0 км. |
--- |
---- |
+ 19°С – утро, ясно, |
14 |
20.08. |
р. Витим – |
25 км. |
3 ч. 05 мин. |
Перекаты |
+ 18°С – утро, ясно, |
15 |
21.08. |
р. Витим – |
25,3 км. |
3 ч. 30 мин., |
Перекаты |
+ 18°С – утро, ясно, |
16 |
22.08. |
р. Витим – |
24,4 км. |
4 ч. 05 мин. |
Перекаты Борона №1, |
+ 19°С – утро, облачность, |
17 |
23.08. |
п. Романовка – |
180 км. |
3 ч. 35 мин. |
---- |
+ 19°С – утро, ясно, |
18-20 |
24.- |
г. Чита – г. Новокузнецк (ж/д) |
|
|
----- |
|
Итого активным способом движения: |
307 км – |
43 часа |
|
|
Подъезд на маршрут:
Продолжительность:
ж/д транспорт – 46 часов – 2200 км.
автотранспорт – 7 часов – 350 км.
Итого: 53 часа, 2550 км.
07.08.11г. – 09.08.11г. воскресенье - вторник 1, 2, 3 дни пути.
г. Новокузнецк – г. Улан-Удэ (ж/д)
Расстояние – 2200 км., в пути 46 часов.
Сели в поезд № 207 ст. Новокузнецк – ст. Владивосток, время отправления 11.20 (мск), до станции Улан-Удэ. Не смотря на то, что билеты покупали за 30 дней до поездки, достались в основном одни боковые места, в нашем распоряжении было только одно купе и то по закону жанра у самого «популярного объекта» в вагоне.
09.08.11г. – 10.08.11г. вторник – среда, 3 и 4 дни пути.
г.Улан-Удэ – п. Кыджимит (авто заброска)
Расстояние – 350 км., в пути 10 часов, чистое ходовое время 7 часов.
Прибыли в г. Улан-Удэ 09.08.11г. в 09.07 (мск), (фото №1), разница во времени 5 часов, таким образом приехали в 14.07 по местному времени, на ж/д вокзале нас встречает Соколов С.О., с которым была предварительная договоренность о автозаброске до п. Кыджимит.
Фото № 1. Ж/Д вокзал г. Улан-Удэ
Пока водители решали организационные вопросы, встали на учет в Бурятской Республиканской ПСС, которая расположена в г. Улан-Удэ, ул. Геологическая – 7. В 20.00 по местному времени выехали на трех машинах, ехали всю ночь, дорога оказалась вполне хорошей за исключением последних 40 – 50 км., где пришлось преодолевать три довольно серьезных брода.
По словам Алика, нашего водителя, мы проезжаем красивейшие места, но к большому сожалению их мы не видим так как ночь абсолютно темная. Ближе к 6 часам утра подъехали к нежилому геологическому поселку Кыджимит. Ребята подвезли нас прямо к реке Кыджимит у уст. р.Ара-Хысеха. (точ.GPS№1, далее см. «Таблица географических координат точек маршрута по GPS навигатору»). Все от дороги устали смертельно, ставим лагерь, горячий завтрак и спать.
Продолжительность активной части – 11 дней, 2 дневки.
10.08.11г. среда, 4 день пути.
п. Кыджимит - уст. р.Ара-Хысеха. (точ.GPS №1) –
- р. Кыджимит (дневка, сборка судов ) - точ.GPS №3
Расстояние – 0 км., чистое ходовое время 0 часов.
После завтрака легли спать, отсыпаться после трудной ночной авто заброски. Но спать легли не все, особо не терпеливые в количестве трех человек, собрали спиннинги и разбежались по реке в надежде поймать первых ленков, а если повезет, то и таймешат.
Фото № 2. Сборка судов
Тайменя сегодня в раздаче не было, а с ленком дело обстояло немного лучше, поймали 4-х, каждый примерно по 1 кг. Решили приготовить на обед уху.
После обеда собираем катамараны – 8, и -6. Строительный лес в избытке.
После ужина, пробовали еще рыбачить, но безрезультатно.
11.08.11г. четверг, 5 день пути.
п. Кыджимит - уст. р.Ара-Хысеха (точ.GPS №1) –
- р. Кыджимит (далее сплав) - (точ.GPS №3)
Расстояние – 17 км., чистое ходовое время 3часа, 10 мин.
Ср. скорость движения 5,8 км/час, h 1140м. над. ур. моря.
После завтрака собрали лагерь. Перенесли суда на берег реки. В этой части реки течение слабое, много мелких проток (см. фото №3).
Фото №3. р.Кыджимит у п.Кыджимит
После инструктажа по ТБ на воде начинаем сплав.
Фото №4. Перед началом сплава
По ходу сплава в русле реки часто встречаются топляки, расчески и не большие завалы (фото №5), есть опасность порвать баллоны, поэтому плывем предельно внимательно.
Фото №5. Обнос завала
Через 14 км., от места старта начинается первое техническое препятствие похода – шивера № 1 (точ. GPS№ 2), (фото №6).
Фото №6. Начало шиверы №1
Фото №7. Прохождение шиверы №1
Река входит в небольшой каньон, в русле реки большое скопление подводных и надводных камней, скорость течения увеличивается.
Существует опасность «посадки» на камни и порыв баллонов, поэтому необходим постоянный маневр среди надводных и обливных камней.
Протяженность шиверы 900 метров. После каньона река становится равнинной, скорость течения уменьшается. Часто останавливаемся, пробуем рыбачить. Ловится в небольших количествах ленок весом до одного килограмма. Через 2 км., от шиверы №1 встаем на ночевку (точ. GPS№ 3).
12.08.11г. пятница, 6 день пути.
р. Кыджимит(точ.GPS №3) – уст.р. Шовокикан (точ.GPS №5)
Расстояние – 36 км., чистое ходовое время 4часа, 30 мин.
Ср. скорость движения 6,9 км/час, h 1070м. над. ур. моря.
Весь рабочий день шли на веслах, так как скорость течения реки не велика (фото №8), река сильно меандрирует, по прежнему опасными являются топляки, расчески и завалы.
Фото №8. Равнинные участки
р. Кыджимит
Через 21 км., от места ночевки начинается второе техническое препятствие похода – шивера № 2 (точ. GPS№ 4). В случае как и с первой шиверой река входит в полуканьон. Саму шиверу можно поделить на три участка – ступени. Общей протяженностью 1,7 км. (фото №9, 10).
Фото №9. Прохождение шиверы №2
Фото №10. Прохождение шиверы №2
Увеличивается уклон и скорость течения реки, но уровень воды не велик, поэтому часто садимся на камни (фото №11).
Фото №11. Посадка судна в шивере №2
Прохождение шиверы № 2 и накрутка километража за счет меандр реки и весла к вечеру утомили участников. К устью р. Шовокикан подошли к 20.15. Светового времени осталось не много, поэтому быстро ставим лагерь на правом берегу р. Кыджимит (точ. GPS №5), в 150 метрах от устья р. Шовокикан. Особо расторопные даже успевают сбегать на устье поблеснить в последних лучах Солнца, как результат пять килограммовых ленков.
13.08.11г. суббота, 7 день пути.
уст.р. Шовокикан (точ.GPS №5) –р. Кыджимит (точ.GPS №6)
Расстояние – 27,6 км., чистое ходовое время 3часа, 05 мин.
Ср. скорость движения 6,7км/час, h 1065м. над. ур. моря.
Весь день шли на веслах, река равнинная, течение слабое, много меандр, изредка встречались топляки и расчески, других технически сложных препятствий не было. Но нас это не расстраивало, так как нас окружали очень красивые пейзажи, практически на каждом песчаном берегу многочисленные следы типичных представителей местной фауны: волка, марала, в большом количестве следы кабанов и косуль, последняя даже нам показала себя во всей красе (фото №12), видели пару кабанов переплывающих реку, но к сожалению снять на фото не успели.
Фото №12. Косуля
Вообще этот день можно назвать Днем посвящения в рыбаки, ловили ленков практически все участники, в том числе и те, кто впервые взял в руки спиннинг (фото №13).
Фото №13. Первый ленок Антона
Если говорить искренно, то много рыбы отпускали, так как ловили только на костровое питание, в этот день поставили задачу наловить рыбу на «жареху», а точнее по одной рыбине на человека итого около 20 штук, задачу выполнили еще до обеда, так что во второй половине дня рыбачили чисто из спортивного интереса - кто крупнее и кто, в конце концов поймает тайменя?! По этому показателю победитель пока не определился. На ночевку встали в 19.15, что бы без спешки поставить лагерь и приготовить вкусный ужин (фото №14).
Фото №14. «Ммм…..без комментариев»
14.08.11г. воскресение, 8 день пути.
р. Кыджимит (точ.GPS №6) – уст. р. Муясын (точ.GPS №7).
Расстояние – 28,2 км., чистое ходовое время 4 часа, 12 мин.
Ср. скорость движения 6,7км/час, h 1035м. над. ур. моря.
Принципиально этот день ни чем не отличается от предыдущего. Река также равнинная, течение слабое, много меандр, изредка топляки, расчески, отсутствие технически сложных препятствий. За исключением изменений в погоде, весь день пасмурно, временами дождь. Продолжаем наслаждаться природой и рыбалкой.
Наконец-то определился победитель в номинации «таймешатник» им стал Нетяга Павел, поймав тайменя на 2,5 кг. После недолгих препирательств с руководителем он все-таки сдался и на прощание, поцеловав рыбину в уста её «сахарные» отпустил в родную стихию. Сей факт на фото не запечатлен, но снят на видео. А поскольку, это был первый таймень в рыболовной практике Павла, данная видеозапись стала предметом серьезного торга между видеооператором и героем сюжета. Цена «кинохроники борьбы с рыбой» росла в геометрической прогрессии, пока Павел не стал шантажировать тем, что он единственный играет на гитаре и, что мы все можем оказаться до конца похода в «музыкальном вакууме». Аргумент был весьма весомым и видеооператор сдался. Результатом этих торгов стала гарантия ежедневных музыкальных концертов Павла у костра. И есть у него сегодня лирическое настроение или нет, ни кого не интересовало, у нас же эксклюзивная видеозапись!
На ночевку встали на уст. р. Муясын, поднялись на 1–1,5 км. выше по течению реки с целью рыбалки, как оказалось весьма не зря. Поймали с десяток ленков больше килограмма каждый. Всю ночь шел дождь, уровень воды по сравнению с вечерним поднялся примерно на 20 – 25 см. Вода стала заметно мутнее.
15.08.11г. понедельник, 9 день пути.
уст. р. Муясын (точ.GPS №7) – уст. р. Кыджимит – р. Витим (точ.GPS №13)
Расстояние – 30 км., чистое ходовое время 3 часа, 40 мин.
Ср. скорость движения 7.8 км/час, h 993 м. над. ур. моря.
В спортивном плане этот участок маршрута самый интересный. В 2,5 км., от уст.р.Муясын находится самое сложное техническое препятствие похода - Порог №1 (точ. GPS №8).
Перед порогом явно выраженный подпор воды с малым течением, шум от порога распространяется на достаточное расстояние, так что вероятность «влетания» в него с ходу практически исключена. Удобная чалка на левом берегу. Делаем детальную разведу препятствия с берега.
Составил: Неугодников Я.В.
Порог претендует, с учетом поднявшейся воды на 4 к.т. Состоит из двух ступеней:
Поскольку 70 % участников группы имели опыт прохождения порогов 3 к.т., а остальная часть группы имела опыт участия в водном походе 2 к/с., было принято решение идти всеми участниками. Что не идет в разрез с требованиями к участникам спортивных походов и не является нарушением правил по обеспечению безопасности в походе.
Прохождение порога осуществлялось без груза (фото №15, 16, 17, 18, 19, 20).
Фото №15. Катамаран - 8
Фото №16. Катамаран - 8
Фото №17. Точки страховки
Фото №18. Катамаран - 6
Фото №19. Катамаран - 6
Фото №20. Катамаран - 6
Страховка двумя спасательными концами «Морковка» с левого берега (фото № 17). Движение ближе к левому берегу по краю бочки на косой вал. Сразу за второй ступенью чалка на левом берегу. Привязывание груза, прохождение шиверы по центру (фото № 21, 22, 23, 24).
Фото №21. Прохождение второй ступени Порога №1
Фото №22. Прохождение второй ступени Порога №1
Фото №23. Прохождение второй ступени Порога №1
Фото №24. Прохождение второй ступени Порога №1
Уход от прижима, чалка на левом берегу. Далее характер реки существенно изменился, песчаные и обрывистые берега сменились живописными скальными выходами (фото № 25, 26, 27).
Фото №25. Скалистые берега р. Кыджимита
Фото №26. Скалистые берега р. Кыджимита
Фото №27. Скалистые берега р. Кыджимита
В 7 км., ниже Порога №1 следующее препядствие – Шивера № 3 (точ. GPS№ 10). Зачаливаемся перед ней на левом берегу, производим разведку. Прохождение по центру реки (фото № 28, 29,30,31).
Фото №28. Катамаран – 8, шивера № 3
Фото №29. Катамаран – 8, шивера № 3
Фото №30. Катамаран – 8, шивера № 3
Фото №31. Катамаран – 6, шивера № 3
Большое количество обливных камней, валы и сливы 1 – 1,5 м. Высокая скорость течения. Через 2 км. следующая шивера № 4 (точ. GPS№ 11), (фото № 33, 34).
Фото № 33. Прохождение шиверы № 4
Фото № 34. Прохождение шиверы № 4
Большое количество обливных камней, валы и сливы до 1м. Высокая скорость течения. Прохождение по центру реки.
В целом после Порога № 1 р.Кыджимит мощный и быстрый. Основными препятствиями являются, крутые перекаты, навал воды на подмывающие берега и несложные шиверы (фото № 35).
Фото № 35. Прижим на р.Кыджимит
Так продолжается до его впадения в р.Витим (точ. GPS№12), (фото № 36, 37) после сплав резко изменяет свой характер. Спокойное течение на длинных витимских плесах, иногда достигающих нескольких километров, чередуется с короткими, но быстрыми перекатами.
Фото № 36. Устье р.Кыджимит
Фото № 37. Долина р.Кыджимит, р.Витим
На ночевку встали в на левом берегу р.Витим (точ. GPS№ 13) в 8-ми км., ниже устья р.Кыджимит.
16.08.11г. вторник, 10 день пути.
р. Витим (точ.GPS №13) – р. Витим (точ.GPS №15)
Расстояние – 34,1 км., чистое ходовое время 4 часа, 15 мин.
Ср. скорость движения 8,1 км/час, h 961 м. над. ур. моря.
Первые 20 км. р.Витим меандрирует, низкая скорость течения, идем все время на веслах, до левого притока р.Алянга, отсюда р.Витим пересекает хребет Байсыхан, через 1,5 км. после входа в хребет начинается шивера № 5 (точ. GPS № 14), (фото № 38).
Фото №38. Прохождение шиверы № 5
Прохождение походным порядком, по центру реки, средняя скорость течения, валы и сливы до 0,5 м.
Под левым берегом прижим.Спокойное течение на плесах, чередуется с быстрыми перекатами.
Пересекли хр. Байсыхан, достаточно быстро, планировали подвинуться дальше, но все планы спутала надвигающаяся гроза. В целях безопасности как можно быстрей встали на более или менее подходящем берегу, им оказался достаточно крупный остров (точ. GPS№ 15). Хотели переждать грозу и двинуться дальше, но обнаружили порез баллона катамарана – 6 (фото №39).
Фото № 39. Порез баллона катамарана – 6
Трудно сказать при каких обстоятельствах произошел данный порез, либо на воде при прохождении шиверы № 5, либо при чалке, скорее всего при чалке. Так или иначе, вопрос быть или не быть здесь ночевке отпал сам собой (фото № 40).
Фото №40. Бивак на острове (точ. GPS№ 15)
Баллон зашили и приклеили заплатку. Вечером, уже традиционный концерт по заявкам в исполнении Паши Н., под «шестиструнную».
17.08.11г. среда, 11 день пути.
р. Витим (точ.GPS № 15) – уст. р. Байса (точ.GPS № 19)
Расстояние – 39,4 км., чистое ходовое время 4 часа, 42 мин.
Ср. скорость движения 8,4км/час, h 949 м. над. ур. моря.
В 6-ти км., ниже по течению находится действующая метеостанция Усть-Заза (точ. GPS № 16), (фото №41).
Фото № 41. Метеостанция Усть-Заза
На этом участке р. Витим равнинный с протяженными плесами. Идем все время на веслах. На одном из поворотов реки увидели пару плывущих косуль (фото №42, 43).
Фото № 42. «Преодоление водного препятствия»
Фото № 43. Косули на берегу
Недоходя 1 км., до правого притока р. Хыбыкта, находится небольшая шивера № 6 (точ. GPS № 18), (фото № 44).
Фото № 44. Прохождение шиверы № 6
Прохождение походным порядком, по центру реки, средняя скорость течения, валы и сливы до 0,5 м.
Через 3 км., следующее техническое препятствие похода – Байсайский порог (точ. GPS № 20). Перед порогом также явно выраженный подпор воды с малым течением, шум от порога распространяется на достаточное расстояние. Удобная чалка на левом берегу. Обнос груза, разведка (см. схему прохождения порога). Прохождение порога по центру реки, слив около 1,5м., со средней бочкой за ним. Под правым скальным берегом валы до 1,5 м., (фото №45, 47,48).
Фото № 45. Прохождение ключевой бочки порога, катамаран – 8
Составил: Неугодников Я.В.
Фото № 47. Катамаран – 6
Фото № 48. Страховка с левого берега
За левым притоком р. Байса, на правом берегу встаем на ночевку (точ. GPS № 19).
18.08.11г. четверг, 12 день пути.
уст. р. Байса (точ.GPS № 19) – р. Витим (точ.GPS № 22).
Расстояние – 20 км., чистое ходовое время 2 часа, 27 мин.
Ср. скорость движения 8,2км/час, h 919 м. над. ур. моря.
Данный участок реки спортивного интереса не представляет, красивые живописные берега (фото № 49, 50).
Фото № 49. Берега р. Витим
Фото №50. Берега р. Витим
Спокойное течение, длинные плесы, чередуются перекатами (фото № 51).
Фото №51. Прохождение переката
Мы плывем не спеша, купаемся, рыбачим. Торопиться нам не куда, так как у нас куплены ж\д билеты на 23.08.11г., что называется «убиваем» время.
Выбираем хорошее место для дневки, критериями отбора места является наличие дров, хороший омут у берега для организации походной бани и ровной песчаной площадки для волейбольного поля. Наконец рассмотрения многих вариантов найдено подходящее место на левом берегу (точ. GPS 22). Встаем на ночевку.
19.08.11г. пятница, 13 день пути.
р. Витим (точ.GPS № 22) (дневка).
Расстояние – 0 км., чистое ходовое время 0 часа, 0 мин.
Ср. скорость движения 0 км/час, h 919 м. над. ур. моря.
Сегодня у нашего «песняра» Нетяги Павла - день рождения. В связи с этим устраиваем себе все «тридцать три удовольствия». Волейбол, походный торт (как положено со свечками), плов, компот и баня (фото № 52, 53).
Фото №52. «О спорт, ты мир!»
Фото № 53. Виновник торжества
20.08.11г.суббота, 14 день пути.
р. Витим (точ.GPS № 22) - р. Витим (точ.GPS № 23).
Расстояние – 25км., чистое ходовое время 3 часа, 05 мин.
Ср. скорость движения 7 км/час, h 915 м. над. ур. моря.
Данный участок реки так же живописен, как и все предыдущие и так же в спортивном плане не интересен. Продолжаем наслаждаться жизнью, рыбалка, купания и т.п. Встали на ночевку на правом берегу реки (точ. GPS № 23). Читаем книги, играем в волейбол, загораем.
21.08.11г. воскресение, 15 день пути.
р. Витим (точ.GPS № 23) - р. Витим (точ.GPS № 24).
Расстояние – 25,3 км., чистое ходовое время 3 часа, 30 мин.
Ср. скорость движения 7,2 км/час, h 902 м. над. ур. моря.
Прошли по километражу не много, встали на ночевку пораньше (точ. GPS № 24). Поскольку светового времени предостаточно устроили тренировку по спасению «утопающего» с использованием спасательных концов «морковка» (фото № 54).
Фото № 54. Тренировка
22.08.11г. понедельник, 16 день пути.
р. Витим (точ.GPS № 24) – п. Романовка (точ.GPS № 26).
Расстояние – 24,4 км., чистое ходовое время 4 часа, 05 мин.
Ср. скорость движения 6,5 км/час, h 891 м. над. ур. моря.
На данном участке маршрута последнее техническое препятствие Перекаты Борона №1 и №2 (точ. GPS№ 25). Перед прохождением провели разведку по левому берегу. Прохождение по центру реки (фото № 55, 56, 57, 58).
Фото № 55. Вход в перекат Борона
Фото № 56. Прохождение переката Борона
Фото № 57. Прохождение переката Борона
Фото № 58. Прохождение переката Борона
В 8-ми километрах ниже данного переката конечная точка активной части маршрута п. Романовка (точ. GPS№ 26), (фото № 59).
Фото № 59. п. Романовка
Остановились на ночевку на левом берегу реки перед началом прижимов. Как оказалось позже сделали это крайне вовремя, так как после прижимов начинается само село, и разбить лагерь после них означает встать в центре населенного пункта. Вечером сходили в поселок, купили разнообразных вкусняшек.
Попытались связаться с г.Читой по поводу автотранспорта. Не получилось, так как у нас SIM карты МТС и Билайн, а в п.Романовка Мегафон. Пришлось попросить сделать один звонок с местного мобильного телефона, который нам любезно предоставила продавщица одного из местных магазинов, за что мы ей премного благодарны.
Сама Романовка произвела на нас очень хорошее впечатление, село большое, чистое, люди вежливые и приветливые.
23.08.11г. вторник, 17 день пути.
п. Романовка – г. Чита (авто)
Расстояние – 180 км., чистое ходовое время 3 часа, 35 мин.
Переночевали без проблем, собрали лагерь, совершили первый и последний в этом походе километровый пеший переход до моста через р. Витим. Суда к обеду должен был подъехать наш автобус из г. Читы. Пока ждали автотранспорт просушили снаряжение. Автобус ПАЗ пришел во время, погрузились тронулись в путь, через 3,5 часа были на ж/д вокзале г. Чита. Наш поезд № 207 ст. Владивосток – ст. Новокузнецк, время отправления в 20.18 (мск.).
23.08.11г. - 26.08.11г. вторник - пятница 17, 18, 19, 20 дни пути.
г. Чита – г. Новокузнецк (ж/д).
Расстояние – 2900 км., чистое ходовое время 57 часов.
26.08.11г. в 04.59 (мск.) прибыли в г. Новокузнецк.
Итого различными способами движения:
сплав – 43 часа 51 минута - 307 км.
ж/д транспорт – 103 часа – 5 100 км.
автотранспорт – 7 часов – 350 км.
Кроме естественных препятствий, которые описаны в разделах «Определяющие препятствия маршрута» и в разделе «Техническое описание прохождение группой маршрута» особо нужно уделить внимание следующим моментам:
Итогами нашего похода является:
Для групп планирующих поход по данному маршруту мы бы рекомендовали:
Фото № 60. Уборка бытового мусора
Фото № 61. Уборка бытового мусора
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод:
что водный маршрут п.Кыджимит- р.Кыджимит (сплав) – р.Витим (сплав) – п.Романовка, имеет среднюю, выше эталонной III категорию сложности по набору ЛП и по протяженности, и чтобы пройти водный поход для получения туристского опыта этого уровня, не обязательно ехать из Западной Сибири в Забайкалье. В нашем регионе достаточно рек такой сложности, таких как р.Песчаная на Алтае, р.Бель-Су в Кузнецком Алатау, р.Малый Абакан в Западном Саяне и др. Эти реки ближе и как следствие значительно дешевле в финансовом плане и короче по продолжительности похода. Но если вы помимо повышения спортивного мастерства преследуете цель открытия для себя нового географического района, такого как Забайкалье с его красивыми, ни с чем несравнимыми ландшафтами, в сочетании с прекрасной рыбалкой, то этот маршрут, безусловно, достоин внимания.
№ |
Наименование |
Количество, шт. |
|
||
1 |
Катамаран -6 |
1 |
2 |
Катамаран –8 |
1 |
3 |
Спасательный конец не тонущий «морковка», |
2 |
4 |
Веревка основная диаметр 10 мил. |
2 шт. по 25 мет. |
5 |
Запасное весло |
2 |
6 |
GPS навигатор |
1 |
7 |
Рация портативная |
2 |
8 |
Аптечка |
1 комплект |
9 |
Ремнабор |
1 комплект |
10 |
Костровые принадлежности |
1 комплект |
11 |
Тент «Колокольчик», |
1 |
12 |
Баня походная, |
1 |
13 |
Палатка 3-х местная |
4 |
14 |
Палатка 2-х местная |
1 |
15 |
Гитара шестиструнная |
1 |
|
||
1 |
Весло |
1 |
2 |
Каска |
1 |
3 |
Спасательный жилет |
1 |
4 |
Гермомешок |
1 |
№ |
Наименование |
Количество, шт. |
1 |
Кетарол в таблетках |
4 ст. |
2 |
Баралгин |
2 ст. |
3 |
Пенталгин |
2 ст. |
4 |
Волейдол |
1 ст. |
5 |
Нитроглицерин |
1 ст. |
6 |
Ибуклин |
2 ст. |
7 |
Супрастин |
1 уп. |
8 |
Нурофен |
2 ст. |
9 |
Стрептоцид |
2 уп. |
10 |
Мазь «Спасатель» |
1 тюб. |
11 |
Солкосерил |
1 тюб. |
12 |
Но – шпа в таблетках |
1 уп. |
13 |
Нолицин |
2 ст. |
14 |
Лоперамид |
1 уп. |
15 |
Зеленка |
1 бут. |
16 |
Йод |
1 бут. |
17 |
Марганцовка |
1 уп. |
18 |
Бинт |
20 уп. |
19 |
Вата |
1 уп. |
20 |
Лейкопластырь |
5 уп. |
21 |
Капли ушные |
2 тюб. |
22 |
Градусник |
1 шт. |
23 |
Палочки ватные |
1 уп. |
24 |
Эластичный бинт |
2 м. |
25 |
Антисептический рас-р (спирт 70%) |
1 бут. |
26 |
Капли глазные |
1 тюб. |
27 |
Ножницы |
1 шт. |
28 |
Бисептол |
2 уп. |
29 |
Уголь активированный |
5 уп. |
Маршрутная карта №1 (М 1:200 000)
Маршрутная карта №2 (М 1:200 000)
Условные обозначения: |
|
Автомобильная заброска, выброска |
|
Активная часть движения по маршруту (сплав) |
|
Места биваков, технических препятствий на маршруте, с нумерацией точек по GPS навигатору (см. таблицу географических координат) |
№ |
Участок маршрута |
№ точки |
Географические координаты |
1 |
Бивак №1 п. Кыджимит (не жил.), р. Кыджимит, уст. р. Ара - Хысеха. (дневка, сборка судов) |
точ.GPS№1 |
N 53016.535/ |
2 |
Шивера №1 на р. Кыджимит |
точ.GPS№2 |
N 53020.229/ |
3 |
Бивак №2 |
точ.GPS№3 |
N 53021.267/ |
4 |
Шивера №2 на р. Кыджимит |
точ.GPS№4 |
N 53028.374/ |
5 |
Бивак №3 (уст. р. Шовокикан) |
точ.GPS№5 |
N 53030.409/ |
6 |
Бивак №4 |
точ.GPS№6 |
N 53031.690/ |
7 |
Бивак №5 (уст. р. Муясын) |
точ.GPS№7 |
N 53023.513/ |
8 |
Порог № 1 на р. Кыджимит |
точ.GPS№8 |
N 53031.272/ |
9 |
Изба на левом берегу р. Кыджимит |
точ.GPS№9 |
N 53028.812/ |
10 |
Шивера №3 на р. Кыджимит |
точ.GPS№10 |
N 53028.909/ |
11 |
Шивера №4 на р. Кыджимит |
точ.GPS№11 |
N 53028.568/ |
12 |
Уст. р. Кыджимит р. Витим |
точ.GPS№12 |
N 53028.090/ |
13 |
Бивак №6 на р. Витим |
точ.GPS№13 |
N 53016.535/ |
14 |
Шивера №5 на р. Витим на р. Витим |
точ.GPS №14 |
N 53018.287/ |
15 |
Бивак №7 на р. Витим |
точ.GPS №15 |
N 53013.045/ |
16 |
Метеостанция Усть - Заза |
точ.GPS №16 |
N 53012.051/ |
17 |
Изба на правом берегу р. Витим |
точ.GPS №17 |
N 53012.708/ |
18 |
Шивера №6 на р. Витим |
точ.GPS №18 |
N 53013.423/ |
19 |
Байсайский порог на р. Витим |
точ.GPS№20 |
N 53014.440/ |
20 |
Бивак №8 на р. Витим |
точ.GPS №19 |
N 53016.073/ |
21 |
Бивак №9,10 на р. Витим (дневка) |
точ.GPS №22 |
N 53016.488/ |
22 |
Бивак №11 на р. Витим |
точ.GPS №23 |
N 53023.352/ |
23 |
Бивак №12 на р. Витим |
точ.GPS №24 |
N 53018.105/ |
24 |
Перекаты Борона №1,№ 2 на р. Витим |
точ.GPS №25 |
N 53014.072/ |
25 |
Село Романовка |
точ.GPS №26 |
N 53013.220/ |