бесплатная доставка
бесплатная доставка

Ваши отчеты • Велопоход Бискамжа - Лужба май 2014.

Горя желанием с пользой использовать оставшиеся от отпуска дни, я советовался с друзьями и прикидывал в уме возможные варианты небольших велопоходов. Подходящих оказалось два – Балыкса - Неожиданный – Ортон – Майзас и Бискамжа – Шора – Балыкса- Казыр – Лужба.  Оба маршрута на сегодняшний день достаточно изъезжены велотуристами.

Первый вариант я проходил в обратном направлении в составе группы из 4-х человек в 2007-м году. По второму варианту мне катать еще не доводилось, да и в районе Лужбы я никогда не был. Тот факт, что участок Балыкса – Ортон весной труднопроходим, помог сделать выбор.

Сергей Пигарев, он же «папа» и «тренер», нарисовал трек от Бискамжи до Балыксы, не преминув включить в него «13 километров неизвестности» - участок, по которому еще никто не проезжал. Памятуя о знаменитых картографических экспериментах «папы», я насторожился при упоминании о первопрохождении, но «всего 13 километров» казалось нестрашно, и начался сбор группы. Руководителем и ответственным за участок Балыкса – Казыр – Лужба был назначен Сергей Архипов «Архип», также взявший на себя обязанности повара.

Вообще-то написание отчета о походе выходного дня не планировалось, но когда поход уже состоялся и все вернулись домой целыми и невредимыми, я все же решил в виде исключения черкануть несколько абзацев.

Участников перечислять не буду, скажу лишь, что утром 23 мая 2014г. в электричку Новокузнецк – Междуреченск погрузилось 7 человек (отправление из Новокузнецка в 05.34, прибытие на станцию Междуреченск вокзал в 07.00).  В Междуреченске пересели на электропоезд Междуреченск – Бискамжа (отправление в 07.15, прибытие в Бискамжу в 12.01). Электричка состоит из 4-х вагонов, но сейчас еще не сезон, и ехать можно сидя.

Когда проезжали Борсики, все оживлились, особенно Архип.

За окном проплывают покрытые снегом вершины гор. Андрей Головин сожалеет, что здесь до сих пор не проложили автомобильную дорогу. Но будь тут дорога, и места эти быстро потеряли бы свой первозданный вид.

Прибыли в Бискамжу по расписанию. Выгружались под дождем. Небо затянуто серой пеленой облаков.




Итак, Первый день. 23 мая 2014.

Около 46 км

Бискамжа – Шора – шорский мост.

Ксения удивилась, что мы, оказывается, в Хакасии.

Перейдя через железнодорожные пути, отобедали в столовой, припарковав велосипеды на улице. Когда вышли, сытые и довольные, дождь продолжал моросить.



«Архип, Арсений, Антон (автор)»



«Ксения»

Выехали всемером из поселка в сторону Вершины Теи.


«Арсений, Архип, Ксения»


Проехав около 6 километров, свернули с дороги на грунтовку.  «13 километров неизвестности» встретили нас небольшим бродом, который большинством был взят, не вставая с седла. Начался набор высоты.


«Арсений Гордеев»

Непрекращающийся дождь постепенно расквашивал дорогу, и ближе к вершине перевала на колеса велосипедов налипло немало глины.





 «Сергей Пигарев, Папа»

Андрей Головин нацеплял глины столько, что велосипед просто остановился.

 

В этот момент неподалеку, обозначая свои владения,  заревел медведь. Заревел так звучно, что отставший Андрюха испытал эмоциональный шок, и рванул за всеми, не обращая внимания на глинистый подлип, заблокировавший колеса велосипеда.

На выезде с лесной дорожки нас поджидал брод посерьезней, пройдя который мы вышли к дороге на Шору.



«Арсений»


Одного взгляда на дорогу, покрытую похожей на цемент кашей, хватило, чтобы с теплотой вспомнить пройденные «13 километров неизвестности».

На деле все оказалось не так страшно – «каша» под колесами не подлипала, а просто разлеталась в стороны и вверх, устраивая нам грязевой душ.




Поселок Шора проехали не задерживаясь. Наша цель на сегодня – железнодорожный мост через реку Шора. Сразу за поселком пошла «дорога пяти мостов». 



«Папа»


Первые четыре, хоть и осторожно, но можно было перейти, а вот четвертый, через Шору, оказался почти полностью разрушенным. Не рискуя свалиться с мокрого бревна, первым брод взял тренер, следом Андрюха Головин.



«Андрей Головин. Ни разу не упал»


Я, перевесив рюкзак на плечи, пошел следом. Остановившись на глубине чуть выше колена, я немного постоял, снимая видео. А когда попытался сделать шаг, то, не чувствуя застывших в холодной воде ног, упал в воду. Попытавшись встать, я снова упал. Равновесие получилось восстановить лишь с третьей попытки. Выбравшись на берег, я пошел поснимать ребят, вслед за мной вошедших в реку. Только нацелил камеру на Ксюху, как она споткнулась и упала в воду по шею. С мыслями, что плохой из меня оператор, я кинулся к ней.

Последним переходил Архип. Он тоже упал, как и я, замочив половину рюкзака.

В довершение ко всему, у Головина сломался «петух».



Совсем скоро мы уже были под железнодорожным мостом. От грохота проходящих поездов закладывало уши. Ночевку решили перенести назад, к пещере Шора.

Дождь прекратился на полчаса, дав нам возможность поставить палатки.


 


На ужин было что-то вкусное, сваренное Архипом. Еще был разведенный спирт.

С неба снова закапало и текло, не переставая, до самого утра.

 

 24 мая 2014. Второй день.

40 км.

Шорский мост – Балыкса – Казыр





Подъем в половине восьмого.


«Арсений костровой»



Завтрак, сборы, и половина группы выдвигается в Балыксу на встречу еще двоих участников нашей покатухи.

Взобравшись по насыпи на мост, перешли реку и спустились к дороге вдоль путей.

 






По этой дороге, через грязь, лужи и ручьи, мы докатили до Балыксы, где на станции уже томились в ожидании пока еще сухие и чистые Толян Шарлай и Андрей Пашков.

Встретились, дождались вторую половину группы в лице Архипа и выехали из поселка, перейдя реку по подвесному мосту.






Три десятка километров до Казыра катили по неплохой дороге и хорошей погоде.






«Толян Шарлай и Андрей Пашков»


«Андрей Пашков»


«Андрей Пашков, Анатолий Шарлай. Мост через Казыр»


«Казыр»

Я в основном ехал в хвосте, рядом с Пашковым, сопровождая уставшего папу. Дождь пошел только под вечер, когда мы уже остановились перед подвесным мостом через Казыр.



На базе благодаря Архипу нас разместили по договорной цене «для своих» - по 500 рублей с человека за место в доме и баню.






«Андрей Борисыч Мосин»


Вчера на одной электричке с нами ехали 8 велотуристов, только сошли они в Балыксе, доехали до Казыра, где заночевали на базе. По словам персонала базы, вчера утром они выдвинулись в сторону Лужбы.


 »

Я никогда раньше не был в этих местах. Тайга вокруг, дом на берегу, баня с выходом в горную реку… Просто обалдеть.

 


26 мая 2014г. Третий день.

Казыр – Лужба

Около 26 км

И снова дождь шел всю ночь. Только на этот раз уже не капал, а лил как из ведра. За ночь река поднялась на несколько метров. Там, где вчера над водой возвышались огромные валуны, сегодня бурлили потоки мутной воды, бросая в разные стороны плывущие по реке бревна. У берега не получилось даже умыться.

Говорят, такой высокой воды не было уже несколько лет.

Выезд задерживается, но не из-за дождя. Вчера Архип назначил Толяна ответственным по котлу. Вечером ответственный котел не вымыл. И сегодня спит дольше всех. Мои попытки вымыть котел строгий Архип пресек, сказав, что если Толян сам не вымоет, то каши нам не видать и придется ехать голодом. Подумав, что папе-то уж точно нельзя ехать, не позавтракав, я котел все же помыл.



Каша была сварена и съедена, но выехали мы поздно, почти в одиннадцать утра, рискуя остаться на базе – вода поднималась на глазах, грозя вот-вот захлестнуть подвесной мост.





Перейдя реку по мосту, мы скатились несколько километров до автомобильного моста через Казыр, за которым сразу начался подъем в перевал.



«Толян»

На первом тягуне уже стоял Борисыч – спустило колесо.


«Томь»






«Андрей Пашков»

 

Я сознательно отступился от своих слов, что не брошу папу одного в хвосте – сегодня его сопровождал Андрей Пашков, да и Архип за ними приглядит. Ведь, фотографируя и снимая видео, я отстаю и потом вынужден догонять, сегодня же догонять будет проблематично – дождь просто невозможно заливает очки, и я еду без них. А без очков со зрением -3.75 особенно не разгонишься.

Незадолго до вершины дождь дает передышку. Пользуюсь моментом, делаю несколько снимков, подслеповато щурясь. Перед самой вершиной снова накрывает дождем, переходящим в град.




Порывы ветра мешают даже идти, не то, что ехать. Снимаю только на гопрошку, спрятанную во влагозащитный кейс.


«Вершина перевала»

На перевале лежит снег – сошедшие весной лавины еще не растаяли. Здесь, на вершине, отстающих дожидаются наши «лоси». С моим появлением они устремляются вперед. Я еду следом. Архип остается дожидаться Пашкова и папу.

Вместо ожидаемого спуска с ветерком нас ожидает несколько километров пешком по снегу. Если до вершины кто и сохранил ноги сухими, то сейчас промокли все.

 


«Андрей Головин. На спуске с первала»



Спускаться без очков тяжеловато – вдалеке видны лишь большие камни и ямы, а мелкие препятствия вырастают внезапно почти перед самым колесом. Поэтому приходится тормозить. Через пару километров колодки перестают зажимать обода. Мелкий гравий с мокрой глиной, налипшие на колеса, как абразив быстро сточили и так уже не новые колодки.

У поворота на тальковый карьер нас догоняют отстающие. Дороги впереди из-под снега не видать - а мы-то думали, что сейчас-то начнется халява, будем только на тормоза нажимать.


Через несколько километров снег кончился. Перед нами вместо обычного здесь ручья, тек пусть и неширокий, но бурный и глубокий поток.

В месте, где проезжали машины, точно не перейти – слишком глубоко. Ниже по течению вроде поуже, но течение сильней. Решаем рубить деревья, чтобы соорудить переправу. Очень холодно и мокро. Дождь продолжает лить.











Через полчаса мы на другом берегу. Все вздыхают спокойно – до электрички чуть больше часа, а до конца нашего маршрута всего несколько километров.

Уже показался первый приют слева от дороги. Я подслеповато еду последним. Проезжаю через мост. Впереди ребята выстроились в очередь, переходя реку по бревнам. Рюкзаки с велосипедов никто не снял, несмотря на предупреждение Пашкова, самого опытного в нашей группе. Не снял и Андрюха Головин, идущий передо мной, а зря – уже в конце переправы он упал в реку, накрывшись сверху груженым велосипедом.


Падая, он одной ногой зацепился за бревно. Это его и спасло, иначе сильное течение сделало бы свое дело быстрее нас, затащив его под бревна и шпалы импровизированной переправы. Но он зацепился. Не помню как, но я воткнул свой велосипед в щель между бревнами и в тот же миг оказался возле упавшего Андрея, с другого берега подоспел Пашков. Вместе мы сняли с Головина велосипед.



Прибежавший Арсений помог выловить из воды рюкзак. Просматривая потом видео, снятое на закрепленную на голове камеру, я удивился тому, как же все быстро произошло. Тогда, у реки эти события, казалось, растянулись на минуты, на деле оказавшиеся секундами.



«Андрей Пашков. Просто молодец.»


Всего этого не увидели первые перешедшие брод – сойдя на берег, они поспешили застать переправщиков через Томь. Отдышавшись, поспешили и мы, благо, Головин на первый взгляд не получил никаких травм.









По пути пролетели несколько мостов, как потом сказал Арсений, у одного из них были подмыты опоры и мост мог в любой момент сорваться и унести с собой в воду кого-нибудь из нас.

Мы чуть было не застряли в Лужбе – МЧС запретило переправу по большой воде. Но переправщики все же перевезли нас, содрав с каждого по 200 рублей.







«Андрей очень замерз»


К станции подъехали за десять минут до электрички.

Другая группа велосипедистов стояла чуть поодаль. 8 человек из Кемерова, они прошли маршрут Казыр – Лужба за два дня, переночевав на Алгуе. Там, где мы валили деревья, они перешли по широкому месту, где в воду уходила колея дороги. Но перешли они утром, и уже тогда воды было по грудь, мы же подъехали к этому месту далеко  после полудня. И это они сложили переправу из бревен, с которой упал Андрюха. Если бы не эти бревна, не успеть нам на электрон – спасибо кемеровчанам большое.

Электричка подошла по расписанию, в 15.30.






В вагоне все переоделись в сухое, у кого сухого не нашлось – сменили вещи на менее мокрые.




Полуголый Андрюха рядом на скамейке сушил полотенцем мокрые деньги, а мы радовались, что он рядом и живой. А ведь могло быть иначе.

В 17.23 мы вышли на станции «Междуреченск городская», прошли километр вдоль путей и сели в электричку до Новокузнецка. (Междуреченск – Новокузнецк. Отправление в 17.35, прибытие в 19.13).

Выйдя из вагона в Новокузнецке, мы пожали друг другу руки и разъехались в разные стороны. Перед расставанием Борисыч спросил, накатался ли я наконец. Подумав, я кивнул в ответ.

 

Приносим извинения! При данном разрешении экрана отчет доступен в режиме чтения:
https://robinzon-nk.ru/m-reports/bike/29