бесплатная доставка
бесплатная доставка

Ваши отчеты • Авто-вело путешествие по Казахстану 2014.

Почему Казахстан? Во-первых, потому, что мой отпуск с лета сместился на весну, во-вторых – центральный Казахстан не слишком от нас далек. В-третьих – нужен был несложный и недорогой маршрут.

При планировании маршрута было обнаружено всего два отчета о походах по интересующим нас местам. Причиной невысокой популярности этого района, возможно, является однообразие степей центрального Казахстана. Именно поэтому наш маршрут решено было сделать кольцевым – из Караганды в Караганду, с посещениемз Каркаралинского и Баянаульского национальных парков.

Вначале количество возможных участников переваливало за десяток, но за месяц до старта нас осталось трое, поэтому решение добраться до Караганды на автомобиле пришло как-то само собой.


Сергей Пигарев 1968 г.р.,
DSC_4268 [1280x768]

Николай Кравцов 1976 г.р,
DSC_4216 [1280x768]

Антон Гольдберг 1976г.р,
DSC_4347. [1280x768]

автомобиль Kia ceed с багажником на крыше и три велосипеда
DSC_4111 [1280x768]

– вот и весь состав нашей группы.

 

Продукты закупили перед отправлением с расчетом, чтобы хватило на 4 дня.

26 апреля в пять часов вечера мы выехали из Новокузнецка. Всю дорогу дул встречный ветер, настолько сильный, что сдвинул назад багажник с велосипедами.

В Кулунде были ранним утром. Страховку на автомобиль оформили в киоске перед таможней, там же купили наклейку RUS.

Границу проходили около 2-х часов – утром там полно автобусов с таджиками. Досмотр прошли без проблем. Через 100 километров от границы, в Павлодаре, поменяли рубли на теньге.

После Экибастуза на трассе появились множественные ямы, кочки, скорость упала до 70-ти километров в час. Пошел дождь, вскоре сменившийся мокрым снегом.

В Караганду въехали в семь вечера. В гостинице «Грация», что напротив цирка, взяли на сутки номер люкс за 8 тысяч теньге (1600 рублей).


DSC_4112 [1280x768]

DSC_4118 [1280x768]

DSC_4123 [1280x768]

DSC_4124 [1280x768]

Наутро выпал снег. Продлили аренду номера и провели день в прогулках по Караганде.

DSC_4126 [1280x768]

DSC_4131 [1280x768]

DSC_4132 [1280x768]

DSC_4136 [1280x768]

DSC_4141 [1280x768]

DSC_4145 [1280x768]

DSC_4146 [1280x768]

DSC_4155 [1280x768]



29 апреля. 1 день

Караганда – Тогызкудук - Ботакара.

77 километров. Средняя скорость 13.8 км/ч. Время в движении 5.26 ч.

Покинув гостиницу и позавтракав в цирковой столовой под рев тигров, мы оставили машину на стоянке и на велосипедах выехали из города.

Погода медленно, но улучшалась – небо прояснялось, температура поднялась уже выше плюс десяти. Лишь ветер не думал стихать.



DSC_4165 [1280x768]

DSC_4167 [1280x768]

(Пакетик регидрона во фляжку – вещь незаменимая)



Скорость невысока, не больше 15 км в час – встречный ветер и частые остановки Коляна из-за звонков на мобильник по работе не дают ехать ровно.

За поселком Тогызкудук размыло дорогу, пришлось делать петлю километров в пять. Миновав поселок, остановились на обед, спрятавшись от ветра за развалинами.



DSC_4169 [1280x768]

DSC_4174 [1280x768]



После обеда снова едем против ветра, по дороге в бескрайних степях. Серега предлагает срезать, свернув в степь на грунтовку. Решаем этого не делать, тем более, что маршрут рисовал он сам. Двигаемся дальше, в сторону поселка Ботакара.

Перед поселком Коля сбросил скорость до 13 километров в час и уже несколько раз заговаривал о гостинице, что не радует – до места стоянки от поселка еще 20 километров. Получается, что реальный километраж больше, чем показывает трек – навигатор «съедает» расстояние на подъемах и спусках – Серега вычитал это на форумах.

В Ботакару въезжаем в 6 вечера. Коля сознается, что устал. Останавливаемся в гостинице. В пересчете на рубли - по двести рублей с человека. Нас заселяют в две свободные комнаты в подвале. Во всех остальных живет семья администратора гостиницы.

Велосипеды ставим тут же, в подвале. Ужин готовим в номере на горелке.



DSC_4177 [1280x768]

30 апреля. 2 день

Ботакара – трасса а345

Приблизительно 74 километра

Средняя скорость14 км в час.

Время в движении 4.53

В соседней с Серегиной комнате пожилой казах, видимо отец администратора, всю ночь смотрел телевизор и смеялся как бешеный, отчего Серега с утра выглядит более хмурым, чем обычно.

В магазине закупаем хлеба и покидаем поселок по асфальтированной трассе.



DSC_4180 [1280x768]



Машин на дороге не много. Останавливаемся по-прежнему часто – работа у Коляна такая. После одного из звонков появляется информация, что мы должны вернуться в Новокузнецк к 12-му мая. Вроде должны уложиться.



DSC_4181 [1280x768]



Один раз нас остановил пожилой казах, выскочивший из затормозившего на встречной полосе «жигуленка» и замахавший руками. Узнав, что мы из России – удивился, думал мы казахстанцы. Оказалось, он хочет купить горный велосипед и не знает какой. Пояснили ему в двух словах и сказали, что нам надо ехать. Тот сразу завершил разговор, пожелал удачи и помахал рукой на прощанье. Забегая вперед, скажу, что это был самое навязчивое проявление любопытства со стороны местного населения за весь поход.

К полудню небо проясняется настолько, что на коже появляются первые признаки солнечных ожогов.


DSC_4182 [1280x768]

На обед остановились на автобусной остановке.

DSC_4184 [1280x768]

 

Горячий суп, чай – и мы снова крутим педали против ветра. Вокруг голая степь, ни кустика, от чего, кстати сказать, стеснительный Николай особенно страдает.

Посреди дороги у Сереги ломается крепление багажника – хомут сползает вниз по перу рамы и начинает цеплять тормозной диск. Отпускаем Коляна вперед и останавливаемся на ремонт. Попытка обойтись полумерами ни к чему не приводит – через пару километров хомут вновь сползает. Вторая попытка со снятием багажника отнимает у Сереги слишком много сил. Багажник стоит как надо, а вот его хозяин стремительно теряет скорость в подъемах и начинает вилять на дороге. Дальше едем в паре – Серега сидит у меня на хвосте и дает советы, как тащить за собой уставшего товарища.

По сторонам от дороги простираются бескрайние степи. Их кажущаяся бесконечность удручает Серегу – на фоне такого пейзажа наша и так небольшая скорость кажется еще медленней.

Через 20 с лишком километров на одном из небольших перевальчиков нагоняем Коляна. В ожидании нас он стоит у километрового столба и жует изюм.

Еще всего лишь седьмой час вечера, но принимая во внимание Серегину усталость, мы съезжаем с трассы вправо, на грунтовку, поднимаемся за небольшой холм и ставим палатки.

Это наша первая ночевка в палатках. Распределение по домикам произошло еще дома – я с Коляном в моей двушке, Серега один во взятой во временное пользование двушке Лехи Менькина, второй год отбывающего ссылку в странах Юго-Восточной Азии.



DSC_4186 [1280x768]



Уставший Тренер (Серега) не стал ставить колышки и растягивать тент своей палатки, отчего углы тента всю ночь шелестели и мешали спать.



1 мая. 3 день

Трасса а345 – пос. Матак – пос. Жарлы

Около 64 км. Средняя скорость 12.7 км/ч. Время в движении 4.59.

Помимо хлопающего на ветру тента, Серега, страдая от холода и домогательств сурка ( всю ночь пытающегося вылезти из норы, над которой тренер поставил палатку), нарушал наш сон звуком застегивания-расстегивания молнии своего спальника и входа в палатку. На мое обвинение в сознательном нарушении здорового сна товарищей, Сергей проворчал, что мы вообще всю ночь храпели и мешали ему не меньше, чем холод и лезущий из-под палатки сурок.

За такими дружескими беседами незаметно прошел завтрак.



DSC_4187 [1280x768]



Выехали в половине десятого по-нашему. По местному сейчас половина девятого, но так уж сложилось, что, находясь в Казахстане, мы продолжаем жить по нашему времени.

Километров через пятнадцать заехали в поселок Матак за водой и в магазин. Надо пополнить наши с Коляном запасы огненной воды, Серега в этом деле компанию нам не составляет. Надо сказать, что еще в Караганде мы распробовали грузинские коньяки, и, конечно же, немного взяли с собой, перелив для экономии веса в пластиковую бутылку, теперь же запасы на исходе.



DSC_4190 [1280x768]



Местные охотно показывают дорогу к магазину, находящемуся в частном доме. Пока Коля ходит за необходимыми продуктами, я общаюсь с деревенской детворой.

Подъезжает гопницкого вида парень лет двадцати с хвостиком, на вполне нормальном горном велосипеде, интересуется нашими байками. В России такая встреча носила бы напряженный характер, и неизвестно, чем кончилась бы. Здесь, в казахстанском поселке Матак, я не почувствовал ни малейшей агрессии со стороны парня.

Пока парень разглядывал мой велосипед, из магазина вышел Коля, перелил продукты в пластиковую бутылку и поехал за Серегой к колонке. Я просто сказал любопытному парню, что мне пора, на что он с абсолютно серьезным видом пожелал мне удачи и поехал по своим делам. Потом, уже в России, я вспоминал эту деревню и этого парня, когда шел по улице таежного поселка Теба под пристальным взглядом деревенских парней, по виду ровесников молодого казаха. Взгляд у них был совсем другой.



DSC_4197 [1280x768]



У колонки меня заболтал казахский старик, за пять минут прочитав мне чуть ли не лекцию по механизации.

Потом, уже на дороге, я недовольно спросил парней, почему только мне приходится говорить с местными, а друзья-товарищи молчат в тряпочку. На что Серега ответил, что поскольку я сам заговариваю с местными, то сам и виноват.

Вскоре после Матака мы остановились на обед, съехав с дороги к группе небольших деревьев.



DSC_4198 [1280x768]



Пока готовился обед, я заприметил в стороне большой синий пакет. Подумав, что это наш пакет, который унесло порывом ветра, я сказал об этом Сереге, стоявшему к пакету ближе всех. Пакет оказался набит использованными детскими памперсами – явно не наш, и откуда сюда залетел?

Солнце, несмотря на холодный ветер, припекало достаточно сильно. А ветер был очень холодным и сильным, вдобавок еще и встречным. Когда я забывался и начинал вкручивать в своем темпе, парни оставались далеко позади.



DSC_4200 [1280x768]



Учитывая ветер, усталость и манеру езды друг друга, мы старались ехать в следующем порядке. Вперед отпускался Николай (оказавшись впереди, он переставал тормозить и достаточно неплохо поддерживал скорость, надо было лишь держаться от него на расстоянии), отстав от него метров на сто, ехал я, в полуметре за мной, в воздушном мешке ехал Сергей.



DSC_4202 [1280x768]



В пятом часу вечера мы подъехали к развилке. Прямо продолжалось шоссе а-345, по которому до Каркаралинска оставалось около 40-ка километров, направо уходила дорога на Жарлы. У развилки мы зашли в кафе. Колян предложил заночевать в доме, или хотя бы сходить в баню, а уже потом ехать дальше. Я спокойно вздохнул, когда дом и баня обломились.

За ужином пересеклись с Мишкой Боча, как он нам представился. Мишка настоятельно посоветовал нам в поселке Жарлы остановиться у директора школы, Талгата Мусина. Дескать, пока мы едем, он, Мишка, позвонит Талгату, своему однополчанину, с которым вместе прошел Афган. Мы с Коляном сразу засомневались, но Серега всерьез заинтересовался перспективой заночевать не в палатке, и мы поехали.

Через 12 километров въехали в поселок, нашли дом директора школы. Хозяин, вышедший к нам, согласился, что его зовут Талгат и что он знаком с Мишкой. Про нас же директор школы не слышал ничего. И, тем не менее, согласившись пустить нас на ночлег, пригасил в дом на чай. За чаепитием выяснилось, что Талгат всего лишь на пару лет старше нашего Сереги. Поговорили мы с хозяином и его женой – все хорошо, душевно, только неуютно как-то. Во-первых, к хозяевам сегодня две дочери-студентки из города приехали, видать, семейная идиллия вечером намечалась, а тут мы. Во-вторых, без сопровождения хозяина даже в туалет не сходить – мимо здоровенной собаки никак не пройти.

В общем, стали мы с Коляном на Серегу давить – поехали, да поехали дальше, пока совсем не стемнело. А солнце уже на горизонте красным светом расплываться начало. Только Папа (прозвище Серегино) все не соглашается – «не гоните»,- говорит,- «нормально все, в теплом доме переночуем». Тут Талгат предложил нас у учителя физкультуры устроить, на что мы с Коляном в голос его поблагодарили, извинились и сказали, что едем дальше. Надо было видеть печальное Серегино Лицо, когда мы сломя голову полетели за поселок, стремясь успеть в последних лучах солнца отыскать место для палаток. Талгат посоветовал встать сразу за поселком, за дамбой, что мы и сделали.

Залезая с чувством глубокого морального облегчения  в свой спальник, я поделился этим с Коляном - оказалось, что мы солидарны. Серега о мыслях своих из соседней палатки нам ничего не сказал, да мы и не особо интересовались. Сон накрыл меня незаметно.



2 мая. 4 день

Жарлы – Тегизшильдик – Каркаралинский парк

Около 34 км.

Утреннее небо еще затянуто облаками, но уже появляются первые голубые проплешины, обещающие нам жаркий денек.

К 4-му дню сложилась традиция – я готовлю завтрак (как правило, рисовую кашу на сгущенке), Серега варит на обед какой-нибудь супчик, ужин готовим произвольно.

Наевшись рисовой каши, мы собирали вещи, когда я отловил ползущего по моей ноге клеща. В отличие от наших сибирских, казахстанские иксодовые клещи значительно больше размером – заметить их значительно проще. Серега встревожился и начал быстрее собираться.

Выехав на дорогу, мы достаточно быстро добрались до Тегизшильдика. В поселковом магазине купили пряников и риса. Продавщица обслужила нас, не прерывая разговора по телефону. В конце, отодвинув телефон от уха, она поинтересовалась, купим ли мы сигареты и отчего-то немало удивилась нашему отказу.



DSC_4205 [1280x768]



За поселком показались первые сопки Каркаралинского парка. Пока еще вдали и небольшие, они медленно приближались. Едем по проложенному Серегой треку. Хорошая накатанная дорога уходит вправо, мы же, глядя в навигатор, поворачиваем влево. Дорога вскоре упирается в огромные лужи талой воды, больше похожие на озера – частое явление здесь в весенних степях. Объезжаем лужи по едва заметной колее, теряем трек на пару километров и вновь находим его, выбравшись слабо накатанную грунтовку. Трек уходит налево и вверх, в сторону совсем уже приблизившихся сопок.



DSC_4207 [1280x768]



Серега настаивает на том, чтобы поехать по другой дороге,- говорит, что так будет лучше. Я не хочу сходить с трека, тем более, что Серега же его и рисовал, выбрав на местности как наиболее верный. Тренер ворчит и уезжает в выбранном им направлении, намочив ноги в ручье, преграждающем ему путь. Мы с Коляном смотрим вслед Сереге. Я в смешанных чувствах – может, стоило поехать за ним, чтобы не разделяться. Но как быть с проложенным заранее маршрутом и мнением руководителя, которым я являюсь?

Мы с Коляном обошли ручей, поднялись к дороге и остановились у столбика с табличкой. Серега появился на холме напротив – он шел пешком по траве, ведя велосипед рядом. Мы закричали и замахали руками, но он уже скрылся из виду. Вскоре он вновь появился и остановился по другую сторону разделяющего нас вспаханного поля. Идти к нам он не намеревался. Пришлось нам идти через поле к нему. Дождавшись нас, Серега поехал вдоль поля вверх. Дорога вскоре кончилась. Несколько километров прошли пешком, пока, наконец не вышли на накатанную дорогу, совпавшую с треком в навигаторе.

Дорога вывела нас к шлагбауму перед в въездом в нац.парк. За шлагбаумом виднелся разрушающийся дом охотника, построенный без единого гвоздя. Рядом стоял дом егеря. Вернувшийся с разведки Серега, сказал, что нас приглашают к столу – у егерского дома в тени деревьев расположилась веселая компания.

Мы приняли приглашение и через пять минут уплетали свежеприготовленного барашка и разнообразные салаты. Компания оказалась отделом дубляжа с одного из телеканалов Астаны. Находясь здесь почти в полном составе, они праздновали рождение двойни у коллеги или друга.



DSC_4211 [1280x768]



Обед, разговоры, совместное фото, теплое прощание, и мы снова на дороге. Под колесами начинает хлюпать вода, и вскоре мы упираемся в болото. Протащив груженый велосипед по болотным кочкам, я потерял пятилитровую бутылку с водой, привязанную сверху к рюкзаку.

Ехать дальше становилось все интересней – вокруг нас шумел лес, под колесами чавкала грязь, а впереди поджидал брод, о котором мы догадывались.

Когда дорога уперлась в реку, шириной метров в пятнадцать, стало совсем интересно.



DSC_4219 [1280x768]



Перейдя на другую сторону, мы сошлись на том, что все здесь очень напоминает Хакасию.



DSC_4230 [1280x768]



Впереди был еще один брод, но встреченный нами помощник егеря Борис посоветовал обойти брод стороной. Мы так и сделали – наваливаясь на рули велосипедов всем весом, продрались через деревья и кусты и обошли таки широкое место реки.

Незадолго перед закатом выехали к заимке. Спросив разрешения у егеря, молодого мужичка лет тридцати, встали на стоянку у берега стекающей с гор реки, на берегах которой местами еще не растаял снег.

По сравнению с пустынными степями, по которым мы колесили ее вчера, эти места казались просто раем.

За ужином к нам подошел Борис, пригнавший с выпаса коров.



DSC_4233 [1280x768]



Бородатый мужичок без возраста оказался очень интересным в общении человеком. Когда-то он закончил филологический факультет питерского вуза. Потом распад СССР. Борис остался в Казахстане. Потерял все. Сейчас живет у егеря, работает за еду, ждет начала пенсионных выплат.

Борис сказал, что придет попозже, с гитарой. Но мы, не дождавшись его, разошлись по палаткам. Уже засыпая под шум реки, я услышал, как он подошел к нашей палатке, но вставать не стал.

 

3 мая. 5 день

Каркаралинский парк – Каркаралинск – д.о. Шахтер

Около 38 км.

Утром пришел Борис. В разговоре выяснилось, что до «Шахтера» можно дойти напрямик, по тропе через горы. Мы от такого маршрута решили воздержаться.

Попрощавшись с Борисом, егерем и его друзьями, приехавшими на отдых из Караганды, мы покинули заимку, продолжив движение по лесной дороге.

Вскоре после старта у Николая спустило колесо. Это его вторая спущенная камера на маршруте.



DSC_4237 [1280x768]



После непродолжительного ремонта мы вновь покатили в тени деревьев, объезжая теперь уже редкие лужи.



DSC_4238 [1280x768]



К полудню, проехав кордон, мы выехали из леса и покинули парк, выехав на асфальтированную трассу. До Каркаралинска нам оставалось чуть больше 20-ти километров раскаленного асфальта. Температура на солнце временами доходила до 38 градусов.



DSC_4241 [1280x768]

DSC_4242 [1280x768]

DSC_4243 [1280x768]

DSC_4245 [1280x768]

DSC_4253 [1280x768]

DSC_4255 [1280x768]

DSC_4257 [1280x768]



Перед въездом в город взяли небольшой перевальчик, спустились в сам город в надежде отобедать в придорожном кафе. Наши надежды оправдались.



DSC_4258 [1280x768]



10 километров до «Шахтера» удлинились из-за неправильного выбора дороги. И все же к трем часам дня мы въехали на территорию дома отдыха, знакомого многим еще со времен СССР.

Охранник на входе сказал, что сегодня все администраторы на субботнике, и вселиться мы сможем только в конце дня. Тем не менее, уже через полчаса в кабинете администратора Коля писал коллективное заявление от троих отдыхающих.

В пересчете на рубли сутки в номере люкс обошлись нам в районе 1200 рублей, в стоимость входило 4-х разовое питание. Мы заплатили за 2 суток, чтобы успеть подняться на знаменитые озера Каркаралинского парка.

В момент подписания Коляном заявления на включение нас в число отдыхающих завершился наш велопоход, который, если бы не автомобильная его часть и иностранный характер, можно было бы назвать походом выходного дня. К сожалению, из-за определенных причин мы решили завершить поход здесь и отказаться от посещения Баянаульского парка, обещавшего стать жемчужиной нашего похода.



DSC_4314 [1280x768]

DSC_4260 [1280x768]



Отдых в «Шахтере» стоил заплаченных за него денег. Отменная кухня, советская эстрада из громкоговорителей, хорошее обслуживание…



DSC_4274 [1280x768]

DSC_4280 [1280x768]

DSC_4334 [1280x768]



Но все это надоело уже на следующий день, после того, как мы вернулись из радиалки на «Чертово озеро». До озера «Бассейн» мы не дошли, потому как взяли с собой в компанию девушек, с которыми познакомились в доме отдыха, а девушки не хотели пропускать вкусный обед. Да и мы, ежели честно, увидев загаженные берега «Чертова озера» и исписанные краской скалы вокруг, продолжать исследование местных достопримечательностей расхотели.



DSC_4300 (2) [1280x768]



Прожив следующие сутки от одного приема пищи до следующего, мы сдали номера и на рейсовом автобусе вернулись в Караганду, по дороге смотря в окно на знакомые степи и трясясь на знакомых кочках.

В Караганде мы переночевали в уже знакомой гостинице, утром следующего дня позавтракали в не менее знакомой цирковой столовой и выехали из города в направлении Астаны.

Маршрут через через Астану был выбран, исходя из желания поглазеть на чудеса столичной архитектуры и надежды на лучшую, хоть и более длинную, дорогу, чем через Экибастуз. Наши желания и надежды сбылись – дорога оказалась хоть и длинней, но лучше, а архитектура в центре столицы Казахстана просто потрясла. Как сказал много где бывавший Колян – «Эмираты отдыхают.».



DSC_4339 [1280x768]

DSC_4340 [1280x768]

DSC_4343 [1280x768]



Громадные жилые комплексы с многоуровневыми стоянками, тянущиеся на квартал правительственные здания, дома неправильной формы и в виде разных предметов произвели на нас большее впечатление, чем пройденный веломаршрут.



DSC_4344 [1280x768]

DSC_4348 [1280x768]

DSC_4349 [1280x768]

DSC_4350 [1280x768]

DSC_4353 [1280x768]

DSC_4359 (2) [1280x768]

DSC_4366 [1280x768]

DSC_4369 [1280x768]

DSC_4372 [1280x768]

DSC_4376 [1280x768]

DSC_4380 [1280x768]



Три часа в Астане пролетели незаметно. Когда мы выезжали из города, погода испортилась, пошел дождь, сопровождавший нас всю дорогу до России.

До границы доехали без приключений, во втором часу ночи. Таможню прошли без проблем и очередей.

Утро встретили уже в России по дороге домой.

 

Заключение:

- К велопоходам нашу покатушку по степям Казахстана, пожалуй, не отнесешь, но авто-вело путешествие я считаю состоявшимся и интересным, именно как авто-вело.

- Теперь нам понятно, почему о походах по степям Центрального Казахстана в интернете было найдено всего два отчета.

- При выборе из двух описанных национальных парков, выбор лучше сделать в пользу Баянаульского.

- Охарактеризовать отношение местного населения можно двумя словами – ненавязчивость и дружелюбие.

- При подборе участников следует учитывать зависимость людей от сотовой связи и невозможность их целиком оторваться от своей трудовой деятельности. А также обратить внимание на отсутствие у участников мотивации к данному походу, а, следовательно, участвующих в нем без особого желания.

Трек велочасти   - //www.gpsies.com/map.do?fileId=rlcjmyhkazscxovv

 

Приносим извинения! При данном разрешении экрана отчет доступен в режиме чтения:
https://robinzon-nk.ru/m-reports/bike/28