В очередной раз в этом сезоне в моей шабашной работе появилось семидневное окно. А тут, как раз кстати, и ребята – друзья мои едут в Монголию с заездом через Ташанту. Просто грех не воспользоваться такой ситуацией. Можно заброситься с «монголами», хоть до монгольской границы и ехать в сторону дома, докуда ноги докрутят и фантазия подскажет. И им дешевле, и нам здорово.
Разделить со мной радости Чуйского тракта и окрестностей выбрал время молодой, активный член ОКВГ (Организованной кузнецкой велосипедной группировки), - Павел Фетисов.
Ничего особо глобального в плане сложности за шесть предстоящих ходовых дней накрутить мы не успевали. Поэтому было принято решение просто прокатиться по Чуйскому тракту до Куроты. В очередной раз насладиться красотой этой Великой великолепной дороги. Далее, чтобы привнести в беспечное передвижение по тракту, хоть какой-то момент напряжения, планировалось пройти грунтово-таежный Ороктойский перевал. А участок Бешпельтир – Александровка, вообще проходится по конной тропе. Финишировать предполагалось в городе-курорте Белокурихе. Ибо из Белокурихи ежедневно в Новокузнецк ходит пять автобусов, и можно без проблем выброситься с маршрута.
Нитка маршрута: п. Кош-Агач – п. Акташ – п. Иня – пер. Чике-Таман – п. Онгудай – п. Курота – п. Нижняя Талда – пер. Ороктойский – п. Ороктой – п. Еланда – п. Чемал – п. Анос – п. Узнезя – п. Бешпельтир – р. Чичке – пер. на р. Имеря – п. Александровка – г. Горно-Алтайск – п. Майма – п. Ая – п. Алтайское – г. Белокуриха.
Сроки похода: 01.08.2013. – 06.08.2013.
Общий километраж: 620км.
Участники: Николай Белых, 1961, Павел Фетисов, 1987.
Выехать из Новокузнецка Монгольская велоэкспедиция намеревалась 31 июля в 04 часа утра. Но по разным субъективным причинам выехать пришлось только в 13.00. Поэтому, преодолев около 900 километров, в Кош-Агач мы прибыли в 03 часа ночи.
Мы с Пашей выгружаемся приблизительно в километре за Кош-Агачем, а четверка отважных членов ОКВГ – Андрей Басалаев, Андрей Мосин, Антон Гольдберг и Дмитрий Ефимов продолжают путь дальше до Ташанты. Им предстоит нелегкий двадцатидневный поход по Монголии. Желаем им Удачи, обнимаемся и расстаемся с друзьями.
Сразу же собираем велосипеды, отходим метров на 200 от дороги и за складкой рельефа, при свете фонариков ставим палатку посреди Чуйской степи. Температура 9°.
01.08.2013. Пробег 141 км.
Проснулись в 8.00. и обнаружили, что даже успели выспаться.
В Кош-Агаче заправились водой и пустились в свободный полет. Мой напарник Павел – вегетарианец и сыроед, хорошо разбирающийся в травах, целебных чаях и психоделических отварах. Он занимается разными духовными практиками, уже успел побродяжить по свету автостопом и пешкодралом. А у таких людей обязательно есть своя персональная философия, свой специфический опыт и понимание своей роли в историческом процессе. Поэтому с таким напарником мне общаться – одно удовольствие.
Едем, наслаждаемся запахом полыни и шалфея, засовываем ароматные цветы шалфея в одну ноздрю, листья полыни – в другую. Эта древняя техника позволяет повысить вибрации тонкого тела. (Не путать с тощим телом).
За Ортолыком пошли такие поразительно красные и желтые скалы. А с шалфеево-полынной смесью в носу они становятся еще краснее, а значит и красивее. То есть шалфей действительно резко повышает остроту восприятия без ущерба для психического здоровья.
Самый, на мой взгляд, красивый участок Чуйского тракта, это район Курая. Здесь виден почти весь Северо-Чуйский хребет, и очень жалко, что не достает времени съездить в ущелье Актру и забежать на какой-нибудь Купол.
Перед Акташем встречный караван из трех машин за нашими спинами вдруг резко развернулся, обогнал нас и резко затормозил перед моим колесом. Не успев ничего понять, я вдруг вижу довольную рожу своего товарища и бывшего коллегу Андрея Бондарева. Оглядываюсь и вижу еще и Володю Федина и Александра Астахова. Они путешествуют с семьями и едут с Чулышмана, как раз в Актру. Никуда не скроешься от этих назойливых старых друзей, которые тоже шныряют по всему белу свету. Неожиданная и приятная встреча.
После Чибита проехали еще с десяток километров и встали на берегу Чуи недалеко от трассы.
02.08.2013. Пробег 129 км.
В 07.40. стартуем. Подъехали к водопаду Ширлак, сбегали, омылись в падающей воде. Не из гигиенических соображений, а чисто по энергетическим мотивам.
С каждой минутой наваливается жара. Посетили музей наскальной живописи Колбак-Таш. Я в теньке полежал, а Паша за 10 минут пробежал всю экспозицию.
Перед Белым Бомом на крутом утесе установили памятник автомобилю АМО с текстом народной Чуйской песни. Два года назад его здесь не было, памятник свеженький.
Песенка прямо слезу выжимает.
В Белом Боме пообедали и встретились с тремя велотуристами из Бийска. Они на Чулышман путь держат.
Поговели в безмолвии на стрелке Чуи и Катуни. Но уж очень место попсовое. Народ гуляет во всех направлениях.
В Малом Яломане апогей солнечной активности. Овечки прячутся в тень на обрывистом склоне. Тычутся носом в планету.
Заехали на Чике-Таман. Паша с устатку пренебрег вегетарианством, и мы с ним с удовольствием слопали по шашлыку. Только собрались скатываться, как на перевал поднялись трое Барнаульцев. Молодые, сильные и амбициозные они едут вообще на Укок, откуда спускаются по Ак-Аллахе в Джазатор и далее в Бельтир через перевал Карагем.
А мы скатываемся вниз и останавливаемся на ночь на берегу Урсула, немного не доехав до Онгудая.
03.08.2013. Пробег 101 км.
Утром пасмурно. Через полчаса приехали в Онгудай, очень вкусно поели в кафе на выезде. В Куроте свернули на Нижнюю Талду. От нее начинается подъем на Ороктойский перевал. Чем дальше вверх, тем больше на пути фермерских хозяйств с ограждением, перекрывающим дорогу. Приходиться отворять и затворять за собой ворота.
И дорога вся исковеркана говяжьими копытами. Ровно километр не дотянули до перевала, как грянул дождище. Сильный долгий и противный.
Спуск с перевала очень крут. Колеса на грязной дороге сносит, приходится идти вниз пешком, точнее бегом.
Доехали, точнее, добежали до нормальной дороги с указателем на пещеры.
Терять время на пещеры не стали, ибо опасаемся не успеть проехать все, что задумали. Но зато теперь только вниз по великолепной грунтовке. Паша, как знаток, особо отметил, что вдоль этой дороги много высококачественной конопли. И странно, что она здесь никого не интересует. Он попросил занести этот факт в протокол, как информацию для потенциальных коноплеробов.
Выкатились на Катунь. Места необыкновенно красивые, но, конечно же, обладают повышенной попсовостью. На реке мелькают рафты с разноцветными туристами, а на дороге автомобили со всех Российских регионов и различных буржуйских стран.
Опять начинается сильный дождь, и посреди дождя я прокалываю колесо. Засовываю новую камеру в усыпанную песком покрышку, и ничего. Больше ни одного прокола.
В Еланде попытались снять домик или устроиться на ночлег на турбазе, но свободных мест, слава Богу, нигде нет. Едем дальше, и через 8 километров встаем на песчаном берегу Катуни среди сосен и мха и камней.
Меня поражает, что Паша, будучи младше меня ровно в два раза, непринужденно впихивает в меня разные духовные ценности. И я с ним соглашаюсь, и слушаю его с удовольствием, и ни малейшего чувства протеста или иронии. И нет у меня никакого желания впихивать в него свои ценности – ему его ценностей вполне достаточно. Единственное, что мне удалось ему навязать, так это езду под дождем. Впрочем, на работу опаздывает он, а не я.
04.08.2013. Пробег 75 км.
Утром пасмурно и холодно.
Едем в Чемал, завтракаем и пускаемся шляться по попсовым местам. А именно на остров Патмос. Ничего там особенного. Церквушка – новодел, толпы суетных людей и ни намека на религиозный экстаз. Но само место, и Катунь и мостик подвесной впечатляют.
В Элекмонаре переезжаем на Левый берег Катуни и едем через красивое село Анос. Цель была посетить музей алтайского художника Чороза Гуркина, которого расстреляли в 37м, по обвинению в попытке создания Великой Монголии. В ее состав должны были войти современные Алтай, Тыва, Хакасия, Бурятия и собственно Монголия.
Но что-то мы потоптались, покружились у порога, да и рванули дальше. Шило в заде – оно посильнее тяги к культуре. Тем более картин Чороза Гуркина не осталось. Все уничтожили чекисты в 37м.
Перед Аскатом возвращаемся на правый берег и едем в Узнезя, а затем в Бешпельтир. В Бешпельтир ехать легко и приятно. Асфальт хороший, машин нет. Только дождь портит удовольствие.
В Бешпельтире разузнали дорогу на Александровку. Двое разных людей указали дорогу по-разному. Молодой алтаец указал, что надо подниматься по одному ручью, впадающему в реку Чичке. Пожилой указал на следующий, более верхний ручей. Но по какому бы ручью мы ни пошли, все равно выйдем на дорогу на Александровку. Вопрос только, в каком из вариантов бОльшая жопа?
Дорога по Чичке сплошная грязь, приходится часто спешиваться. В какие-то моменты ни ехать, ни идти невозможно, грязь забивает всё. После первого ручья решаем довериться пожилому алтайцу. Ибо он пальцем показал на карте, какой путь лучше. Идем дальше по Чичке до следующего ручья. Там на стрелке новый дом на замке и новая баня. Вроде бы здесь по рассказам обоих опрошенных Бешпельтирцев должна жить одинокая монашка. Но сейчас здесь, ни монашки, ни чертей, которые по работе обязаны постоянно ее искушать.
Начинаем путь вверх по этому ручью, и через сотни две метров колея теряется среди высокой травы, переходя в конный след. Даже не в тропу, а просто здесь конь прошел недавно. Мне понятно, что надо возвращаться пока не поздно к первому ручью. Но азартный Паша сложности предстоящего пути не осознает и возвращаться не хочет. Я с молодым вступать в спор и что-то доказывать не собираюсь. Ну, хлебнем, чуть больше, чем могли бы. И ему на пользу этот опыт, и мне пофиг.
А идти по конному следу все сложнее и сложнее. И круче, и трава выше, и болотины больше и кочек. Вылезли на перевал. Вниз идет такой же невнятный конный след. Выходим в верховья речки Имеря. Дальше конный след пересекает реку и идет по тайге, то вверх, то вниз. Скоро совсем стемнеет. Надо останавливаться и ставить лагерь. Находим боле менее сухое ровное место и ночуем. Я уже понимаю, что конный след идет совсем не там, где должна быть тропа. Но ведь и тропы нет там, где она показана на карте по левому берегу речки Имеря. Поэтому самое простое довериться конному следу – все равно он на дорогу выйдет.
05.08.2013. Пробег 105 км.
Продолжаем двигаться по тайге, преодолеваем завалы. Как здесь конь ноги свои не переломал? Часа через полтора-два выходим на очень плохую дорогу. Но она несравненно лучше, чем конная тропа. Ну так для того и живем, чтоб познавать в сравнении.
И главное, хоть и грязь по уши, но ехать можно по траве по обочине по кочкам. Так как мы едем по левому берегу ручья, я догадываюсь, что конный след по таежным дебрям увел нас с речки Имеря (на ней мы должны быть на правом берегу). Смотрю в карту и понимаю, что мы скатываемся по речке Сухая Тунжа. Практически незаметно еще один перевал преодолели с Имеря на Тунжу. Во как конный след может голову задурить. (Аналогичным образом зимой голову может задурить охотничья лыжня и увести непонятно куда. Поэтому и к охотничьим лыжням и к конным следам надо относиться с большим подозрением)
Так или иначе, мы выбираемся на асфальт прямо к оборудованному роднику. Немного отмываемся, и можно с вдохновением вкручивать по асфальту мимо Александровки до магазина в поселке Бирюля.
За Бирюля отмываем в речке Майма велосипеды. Эта процедура не быстрая, так как все узлы и агрегаты закупорены грязью наглухо. С ходу проскакиваем Горно-Алтайск и в Майме возле фруктового базара объедаемся вкусным пловом с лепешками.
Катимся по трассе до поворота на Ая. Идет сильный дождь. Пересекаем Катунь и спокойно по пустой дороге, по луже в полколеса приезжаем в Ая.
Интересный дизайн забора в виде якобы хаотичного нагромождения старых бревен.
Дождь кончился, и на небе появилась двойная радуга. Идущие впереди люди находятся прямо в радуге, на краю дуги, мерцают семью цветами. А так как радуга это оптическая иллюзия, то и нас с Пашей, находящиеся сзади люди видят внутри радуги. А если видеть радугу это добрый знак, то быть внутри радуги – это вообще, знамение. Счастливая старость нам с Пашей обеспечена. Аллилуйя!
Отъехали от Ая 21 километр и встали на обочине в березнячке, немного не дотянув до перевала с речки Ая на речку Бирюкса.
06.08.2013. Побег 69 км.
Быстренько вскарабкиваемся на «Айско-Бирюксинский» перевал и скатываемся прямо до большого села Алтайского. Село нам знакомо, так как здесь в прошлом году был старт и финиш «Общесибирского Велопервомая». На окраине завтракаем и без остановки едем до Белокурихи.
В 13.30. мы на автовокзале. Автобус на Новокузнецк недавно ушел, попался нам навстречу. Следующий в 21.00. У нас свободны полдня для знакомства с городом-курортом.
По-моему, такая вывеска никак не вяжется с этаким фолк-кантрийным архитектурным сооружением. Но гордости за Кузбасский трикотаж прибавляет.
Едем отмываться на берег речки. Паша занялся йогой, и время побежало быстрей. Не заметили, как очутились в автобусе, а в 05 утра уже дома. На работу к 09.00. Паша успевает. Жизнь продолжается. Но уже в мелькании буден.
P.S. Очень уж убаюкивает жизнь в мелькании буден. Поэтому не прошло и месяца, как Паша отправился автостопом и пешкодралом куда-то очень далеко и надолго, возможно и Вокруг Света. Да и мне уже пора очухаться от ковыряния на дачных сотках и в собственных мозгах и отправиться куда-то далеко, и надолго. Как сказал глубокоуважаемый Н.Н. Пржевальский: «Жизнь хороша тем, что можно путешествовать и любить». Чем мы и занимаемся в меру сил.
Николай Белых