В моем рабочем графике неожиданно возникло окно шириной в 12 дней, и мне не оставалось ничего другого, как за день собраться и куда-то поехать. И здесь выбор вариантов был небольшой: Алтай или Хакасия. В силу более простых вариантов подъезда и выезда с маршрута, я, не раздумывая, выбрал Хакасию, тем более, что я давно хотел проехать там, где до меня проезжали многие мои друзья. Целью похода было отрешиться от повседневности, поварится в одиночку в кипятке внешнего и внутреннего Миров, и по возможности слить эти Миры в одну субстанцию. Сразу скажу, что этот антинаучный эксперимент с капризными Мирами не принес никаких результатов по причине отсутствия должной технической подготовки главного инструмента в работе – велосипеда.
Итак, что у меня получилось:
Нитка маршрута: п. Балыксу – п. Неожиданный – п. Шора – п. Вершина Тёи – п. Бирикчуль – р. Большой Бирикчуль – р. Малая Есь – п. Усть-Хойза – п. Кызлас – п. Усть-Чуль – п. Харой – п. Имек – г. Абаза – пер. Саянский – г. Абаза – п. Большие Арбаты – пер. Арбаты – р. Турунташ – пер. Джойский – р. Аялыгхол – р. Клай – р. Уй – п. Богословка – п. Майна – п. Черемушки – п. Сизая – п. Шушенское – г. Минусинск – г. Абакан.
Протяженность маршрута: 995 километров.
Сроки похода: 07.06.2013. – 16.06.2013.
Участник: Николай Белых.
07.06.2013. Пробег 112 км.
В 10.20. по Кузбасскому времени вываливаюсь из электрички на станции Балыксу и еду в поселок Неожиданный в гости к старому знакомому Александру Ростовцеву. Нынешней зимой мы ночевали у него в доме в ходе лыжного похода по Саланскому и Абаканскому хребтам.
Я везу ему диски с традиционным фильмом по итогам зимнего похода, да и просто надо навестить человека, раз уж я здесь оказался.
До Сашиного дома ровно 12 километров, как в аптеке. У него в гостях его неразлучный друг - Апполоныч. Я с час сижу с мужиками, пью кофе и прощаюсь до сентябрьской клюквы. На юге видна лесистая вершина горы Чашкат, на которой мы были три месяца назад. Она как была в снегу, так снег никуда и не делся, а всего-то 1312м.
В долине речки Балыкса золотодобывающая жизнь кипит, вся долина перерыта и обезображена. Начинаю подъем по речке Нижний Азыхол на перевал на Шору. Идет мелкий дождь. На спуске с перевала вырвало сосок камеры. У меня две запасных камеры. Ставлю новую, качаю. Новый сосок ломается по резьбе. Вот это сюрпризы внешнего Мира. Ставлю последнюю камеру, и запасок у меня больше нет.
Следующий подъем по реке Большая Шора, а затем по ее притоку Хабырге. С перевала хорошо виден Терень-Казырский хребет. Он весь в снегу. Кататься на лыжах еще вполне можно.
На въезде в поселок Вершина Тёи гигантский железорудный разрез. Глубина его уже такова, что скоро экскаваторы обязательно докопаются до кимберлитовой трубки.
В поселке закупаю кефир с булочками и 8 километров отдыхаю вниз по реке Тузахсуг.
От развилки Бискамжа – Аскиз начинается подъем на перевал Аян.
Скатываюсь с Аяна и прибываю в поселок Бирикчуль. Время позднее, по-здешнему уже 22.00. На улицах пустынно и редкие прохожие не знают дорогу на Усть-Хойзу по тайге. Хотя их дома стоят прямо на этой дороге. Это обычное явление. Люди этой дорогой не пользуются, а значит, и не знают о ней.
Но мне вроде и без подсказок все ясно. Надо ехать вверх по речке Большой Бирикчуль. Тем более, что перед походом спортивный руководитель Кузнецких велотуристов Сергей Пигарев вручил мне трек проблемных участков Бирикчуль – Усть-Хойза и Арбаты – Майна. Поэтому я спокоен.
Пересекаю речку, отъезжаю от поселка метров пятьсот и ставлю палатку.
08.06.2012. Пробег 56км.
Утром обнаруживаю, что колесо почему-то спущено. Быстро пью кофе, клеюсь и как ошалелый устремляюсь в путь, не удосужившись заглянуть ни в навигатор, ни даже в карту.
На дороге грязь, завалы и лужи в полколеса.
Через 5 километров прокол, еще через один км – прокол, еще через два – прокол. Найти занозу в покрышке не удается. Обнаруживаю, что мой клей момент «Кристалл» резину клеит очень плохо. С сожалением вспоминаю, как за день до отъезда выбирал в магазине новые покрышки, да так и не выбрал, к большому неудовольствию продавца. Дырки в камере множатся. Я еду маленькими перебежками, успеваю снимать ползающих по мне клещей.
На дороге попадается медвежье дерьмо. Только снял для отчета кучку, как через двести метров вышел на хороший грейдер. Баа! Да я же вчера здесь скатывался с Аяна. Наконец удосуживаюсь заглянуть в карту. Сразу понимаю, что вчера в сумерках ли, от усталости ли, в силу ли других непонятных причин я свернул не на Большой Бирикчуль, а на Малый Бирикчуль. В черепе у меня «не закрытая дыра, а открытая».
Пробую объяснить свои проколы (пока в камере, а не в мозгах) тем, что Высшие силы давали мне понять, что еду не туда. А я, бестолочь, не внял. Эти Высшие силы, тоже еще надо умудриться понять.
Возвращаюсь в Бирикчуль. Нахожу хозяйственный киоск, в котором продаются камеры. Покупаю все две, которые там были. Там же рассверливаю висящим на витрине шуруповертом дырки в ободах под автомобильный, имени Шредера, сосок. Все тщательно прочищаю, выдуваю и вылизываю. Собрался, накачался. Неужели можно спокойно ехать?
Возвращаюсь к тому месту, где вчера неправильно пересек Малый Бирикчуль. А до правильного пересечения Большого Бирикчуля всего-то метров сто. Не мудрено обмишуриться с устатку и не евши.
Все местное население убеждает меня ехать в Усть-Хойзу по шоссе через Югачи. В их глазах я вижу полное непонимание. Но уж теперь-то, тем более с треком у меня не должно быть никаких проблем.
Я уже намотал ненужных 40 километров и потерял больше полдня времени. И вот вторая попытка. По мере углубления в тайгу, попадается то самодельная лыжа с ободранным камусом, то ненастороженные ловушки на пушнину.
Дорога сильно разбита коровьими копытами. Отворотов много, но я держусь стратегического направления. Навигатор, вроде показывает, что еду правильно. По дороге гуляют глухари. При моем появлении они выстреливают свои жирные туши в непролазную чащу. И непонятно, как они там умудряются не ободрать себе перья. Заметил также уползающую с дороги гадюку.
Выезжаю куда-то в самые верхние верховья реки Малая Есь. Здесь три избы, новая баня и кучи ореховой шелухи такой величины, что детям можно на санках с этих куч кататься.
Никакой дороги дальше нет. Здесь, как видно «базовый лагерь» шишкарей. Орех добывается тут в промышленных масштабах. Понимаю, что я опять забрел не туда. Хотя я прекрасно понимаю, где я нахожусь. Вот река Есь, по которой дорога до Усть-Хойзы, вот снежная гора Сохчах 1661м.
Время позднее, я решаю ночевать в одной из изб, а завтра утром возвращаться искать дорогу. Растапливаю печку. В избе быстро становится жарко, и начинает вонять прелыми тряпками. Приходится выбрасывать здешние матрасы и подушки на улицу.
09.06.2013. Пробег 116 км.
В 07.00. стартую. Три километра вниз до гипотетического правильного поворота.
Скатываюсь на Малую Есь на несколько километров ниже ночевки. Дорога вроде неплохая, но пресекает Есь и уходит по ней вверх. Причем, прямо по дороге бежит река. Сейчас по ней на вело не проехать, ногами не пройти. Это явно дорога в Тёю. Серега Пигарев по ней ездил.
Опять возвращаюсь вверх на «основную» дорогу. Скатываюсь на Есь по еще одному отворотку. Опять неудача. Дорога пересекает реку, но ее невозможно перейти. Опять не то. Вспоминаю, что Серега говорил, что дорога реку не пересекает.
Третий раз возвращаюсь и сворачиваю на совсем уже заболоченную дорогу в сторону Еся.
Но скатился к реке, и вдоль реки такая же чача в виде следа от «Урала». Толкаюсь по нему километра два и выхожу на нормальную дорогу, которая приходит с той стороны реки. Видимо, это та, по которой я не смог форсировать реку.
Что может быть лучше в велопоходе, чем когда плохая дорога кончается и начинается хорошая, да еще вниз?
Постепенно ландшафт меняется. Справа остается быть тайга, а слева начинаются типичные хакасские горки – верблюжьи горбы.
33й километр – я в вожделенной, безжизненной Усть-Хойзе. На улицах ни души. Из людей попались только два пацана, которые тут же принялись рассказывать мне про свою счастливую жизнь и про хорошие отметки.
В Кызласе закупаю продовольствие и еду в направлении поселка Лырсы. Дорога – хороший грейдер, машин практически нет. Очень красиво, и особенно от того, что здесь пограничная ландшафтная зона. Справа – горнотаежная, слева – горностепная.
Пересекаю реку Большой Есь. В ней отмываю велосипед и себя.
За три километра до Лырсы поворот на Усть-Чуль. Дорога стала еще лучше. Из Усть-Чуля сворачиваю на Харой по великолепной полевой дороге мимо заброшенного яблоневого сада.
Встретил позитивного местного фермера на китайском тракторишке. Он тоже рассказал мне про свою нелегкую, но счастливую фермерскую жизнь.
За Хароем опять свернул на полевую дорогу до Имека.
В Имеке закупаю провиант и, не останавливаясь в Таштыпе, покатил в Абазу. Забрался на перевал, обозрел горизонты, вдохнул свежего хакасского воздуха и дунул вниз, к Абазе.
За полтора километра до Абазы нашел уютное местечко справа от трассы на берегу речки Киня Средняя.
10.06.2013. Пробег 130 км.
Завернул в город и в первом же магазине «Околица» закупил продукты. Практически сразу начинается нудный подъем на перевал по реке Кунжуль. Через 21 километр я на перевале. Высота 1074м.
По этой трассе мне приходилось ездить много раз. Но на автомобиле. И чаще зимой. Обзорная площадка этого перевала мне знакома обилием мусора и битого стекла.
Шесть с половиной километров спуска и опять нудный подъем на перевал №2. Затем спуск к Оне, и нудность подъема пропадает. По Оне ехать очень приятно, по причине окружающей красоты. Эти места часто называют Сибирской Швейцарией. По мне так со Швейцарией ничего общего, но красоты хватает. Вот только все портит ЛЭП. Она постоянно трещит и мозолит глаза, часто портя неплохой кадр.
Проехал поселок Большой Он. В 1984 году я был здесь в первый раз. Жизнь тогда кипела, я помню, обедал в большой столовой, и трактора таскали лес. В 2000 году здесь уже не было ни души. И вот сейчас здесь опять живут люди, кукарекают петухи и лают собаки.
Теперь вверх по Большому Ону. В августе Большой Он обычно неширокая река, которую можно во многих местах перейти вброд. А сейчас это свирепая стихия, сметающая мосты, разбивающая скалы.
Приехал на турбазу «Снежный барс». Практически из любопытства. Мне навстречу вышел парень и задал очень неожиданный вопрос: «Вы к нам по какому вопросу?». Когда он объявил мне ценник, у меня вообще никаких вопросов не было.
Поставить палатку – 200 руб.
Ночевать в домике 550 руб.
Баня – 400 руб./час
Я отъехал от турбазы и бесплатно переночевал на берегу ручья. Правда весь потный и немытый. Но как приверженец идеи панмонголизма, я длительное время могу обходиться без помывки телесной оболочки.
11.06.2013. Пробег 112 км.
Всё утро дождь барабанит по палатке. И хотя проснулся, как обычно в 06.00., но лежу, сплю, смотрю психоделические сны с недобрым концом. Глянул на часы, - Вах! 10 часов, по местному, вообще 11. Если не начать шевелиться, то дождь так и будет идти.
Начинаю варить кофе, и дождь прекращается. Я всегда, когда долго идет дождь, начинаю варить кофе. И кончается дождь, и появляются деньги, и девушки начинают улыбаться в ответ, и жизнь налаживается.
В 10.40 трогаюсь. Через километр прячу в кустах рюкзак и еду на Саянский перевал налегке. Попутный ветер несет меня вверх, но отмораживает руки.
Исток Большого Она.
За 500 метров до перевала спускает колесо. Быстро подкачиваюсь и заезжаю на перевал. Колесо уже пустое. Ветер рвет из рук камеру и заплатки. Дырок аж три. Эти три дырки на асфальте ни в какую формальную логику не укладываются. Тут чистая эзотерика. Внешний Мир прямо нагло чинит мне препоны. Может, издевается, а может, защищает от чего-то худшего. Кто его разберет этот Внешний Мир. Я ж не Дон Хуан.
Кое-как клеюсь, отогреваю руки в штанах и сматываюсь отсюда. На этом перевале не порассусоливаешь. Тем более, что я был здесь в марте 2010 года и мало что тут изменилось. Даже снега столько, что вполне можно и на лыжах.
Теперь ветер, который меня сюда забросил, меня же останавливает. И вниз надо напрягаться. Но чем ниже, тем ветра меньше, а после 17.00 погода стала налаживаться.
Еду не спеша, часто выезжаю на берег Большого Она и в задумчивости, как Лермонтов на Кавказе, гляжу на бурлящую воду. Когда едешь один, то практически обречен ехать без задержек. Вот я и создаю искусственно эти задержки, инсценируя задумчивость, хотя на самом деле на бурлящую воду смотришь отнюдь не задумчиво, а просто тупо.
Встал на ночь на берегу Оны перед последним мостом. Вчера вода в Оне была прозрачная, а сегодня несется глинистая муть.
12.06.2013. Пробег 113 км.
Старт в 07.00. Дождь. На перевал (который первый от Абазы) заехал одновременно с ребятами из Новокузнецка, своими друзьями (подругами) – товарищами во главе с Сергеем Пигаревым. Только они со стороны Абазы. Это ж надо, так удачно встретиться, не где-то на серпантине, а на перевале, где есть бетонная крыша, и можно спокойно стоять под дождем и общаться с друзьями. Они просто используют праздничные дни, чтобы сгонять на Саянский перевал и назад.
Если бы я не получил от ребят подсказку, что трек на развилках дорог надо увеличивать, то я бы неминуемо заблудился в дальнейшем на участке Арбаты – Майна. Так что Внешний Мир, хоть и держит меня в чорном теле, но когда надо незаметно и подмогнет.
Ребята и девчата улетают под дождем в свой непродолжительный низ, а я в свой.
За деревней Большие Арбаты выхожу на трек и поехал вверх по одноименной реке. На перевале на реку Арбатская, которая, сливаясь с речкой Чазрыг, образует Табат, у меня опять спустило колесо. Пробую клеиться, но на меня сыпятся клещи и пока в этой болотине пытаешься что-то сделать, уже два-три успели воткнуться. Бросаю заклейку и просто быстро шагаю вниз до первого ручья.
Отмываю покрышку камеру и обод и развешиваю на сухие сучки. Сам быстро лезу в палатку и пытаюсь уснуть. Но, то там чешется, то там. Вытащил еще двух клещей. Это уже почти экстрим.
13.06.2013. Пробег 71 км.
Тринадцатое число и крайне неудачный день. В пять утра услышал рев танкового двигателя. Танк заглох возле палатки, и голос из Внешнего Мира крикнул: «Эй, хозяева, помощь нужна?»
От помощи я отказался, и танк еще минут пять чихал и рыгал, пока не завелся и не укатил в топкое болото.
Уснуть больше не смог, пришлось вылезать из палатки в мокрую траву. Ни камера, ни покрышка не просохли. Клеюсь и поехал. Метров через пятьсот выкатываюсь на солнечную поляну с избой в центре. А у меня колесико уже наготове – успело спустить.
Рассупониваюсь до последней тряпочки. Сушу ВСЕ. О счастье, нашел в покрышке занозу. Неужели проколы закончились? Но полтюбика «момента», которого, как я полагал, хватит с запасом - закончился. И ехать без клея в моей ситуации – это просто значит никуда не доехать. Прикидываю, как поступить и решаю сделать крюк до Табата, купить клей. Благо от начала подъема по Турунташу до Табата километров 10-12 по горизонтали.
На поляне перед Турунташем пасется табун скакунов, все поголовно с колокольчиками. И когда они все – голов сто ломанулись от меня, по лугам и лесам стоял оглушительный колокольный звон.
Табат – большое село, вытянутое километров на семь. Купил клей. Резинового «момента» не было, пришлось взять обувной. Заглянул в сельскую амбулаторию, может укольчик иммуноглобулина засадят. Но говорят, - укольчик только в Бее. И то не факт.
Возвращаюсь назад и начинаю подъем по Турунташу. Небо почернело. Громы грохочут, молнии стрекочут. Пошел сильный ливень. Посидел минут пять под ковриком, околел, да и пошел себе пешком. Навстречу льются реки воды. Дорогу размывает на глазах.
Вид с Джойского перевала.
Пока выбрался на перевал Джойский, дождь закончился. На спуске с перевала нужно было продолжать движение, траверсируя склон хребта, а я, не глянув лишний раз в навигатор, проявив преступную халатность, укатил вниз по «основной» дороге. Съехав аж 11 километров по сплошной грязюке и завалам по Калгансуку, я вдруг опомнился, что еду не туда. То ли Внешний Мир грубо манипулирует моим Внутренним Миром, то ли просто Внутренний Мир перманентно протекает сам по себе.
А время 18.00. Оставаться ночевать здесь, а завтра выбираться? Нет, силы еще есть, время тоже, часа за три я выйду на трек. И рванул вверх.
Вдруг вижу на дороге конь. Стоит и смотрит на меня. Только масть у коня какая-то желтая, и нос горбатый. Соображаю: это же маралуха. Тихонько тянусь за фотоаппаратом, а мралуха, хлопнув ушами, скакнула чащу, и привет.
Ровно за три часа вышел на трек. Проехал еще с километр и поставил палатку. Первый и последний раз за поход развел костер, согрелся, посушил тряпье. Проехал 71 километр, из них километров 40 проехал впустую.
В лесу гавкают самцы косули, ухают филины. Если не знать, кто это гавкает и ухает, то можно и обосраться от страха.
14.06.2013. Пробег 78 км.
Мне продолжает сопутствовать неудача. Километра два еду траверсируя склон хребта. Затем вниз. Дорога травянистая, много завалов.
На спуске в траве налетел на камень. Велосипед исполнил сальто, а я техничный прыжок через руль. Но переднее колесо опять пробито. Я только успеваю разбортовывать – забортовывать. И совсем некогда подумать об устройстве Мира. Не веря в успех, пробую играть на варгане. Вижу, что слетелись всякие высшие и низшие сущности, слушают голубчики, некоторые даже пляшут под мою дудку. Но закончил играть, все разлетелись – кто в Высшие Сферы, а кто прямо через колпачок и в камеру.
Козлы гавкают со всех сторон. То ли козу призывают, то ли просто общаются. На дороге много следов и козьих – маленьких, и маральих – побольше.
А вот и долгожданные медвежьи следы. Очень большие и свежие. Жалко не догадался для масштаба что-то положить рядом со следом.
По логу Аялыгхол скатился к развилке на Егерский кордон на Клае.
Пока решал, ехать ли на егерский кордон, был атакован клещами всех размеров. Хотя я стою не в траве, а среди камней, клещи возникают из ниоткуда и ползут по мне. Не успеваю их сбрасывать и защититься плотной одеждой. Тройка самых шустрых паразитов успевает сделать мне инъекцию.
Еду вверх по Клаю. Через 16 километров я наверху. Идет дождь, а о дорожном покрытии можно судить по снимкам. Мы с велосипедом один другого грязнее.
Перед Богословкой дождь кончился, и я два часа отмывался в речке Уй. До Майны остается 18 километров. В Майне живет мой товарищ Саша Огибалов. Два года назад мы были в одной команде на сплаве по Хамсаре. Звоню ему, и через три километра он уже таранит меня бампером своей машины. Обнимаемся, и он сгоняет меня с велосипеда, усаживает за руль, а сам едет на моем скакуне.
Дальше мытье в душе и поездка в Саяногорск в инфекционную больницу за уколом. В больнице внимательная врачиха выспросила меня почти все о моей жизни и заявила, что у меня наверняка есть иммунитет, и укол ставить не надо. Тем более, что укол платный, и стоит для моего веса около 6000 рублей. Тем более, что такой суммы у меня нет. Но ее психотерапевтический сеанс произвел очень благотворное действие. Кстати, наш Кузбасс, возможно единственный регион во всем Внешнем Географическом Мире, где уколы иммуноглобулина (Слава Тулееву!) ставят всем и бесплатно.
Дальше баня с пивом и обжираловский стол. Как хорошо иметь друзей, там, куда тебя заносят эманации Внешнего и Внутреннего Миров под видом злой судьбы или счастливого случая.
(И опять в силу разрастающейся дыры в собственной крыше, я допускаю неоправданную халатность и забываю увековечить на фото свою встречу с Сашей Огибаловым.)
15.06.2013. Пробег 124 км.
В 08.00. Уже наелся, получил от Сашиной жены Татьяны мешок свежезажаренных беляшей, и еду в Черемушки, смотреть Саяно-Шушенскую ГЭС. Я слышал, что на плотину не пускают, но Саша сказал, сто там есть смотровая площадка. Я и думал, что площадка, где-то на высоте.
Проехав 23 километра, я уперся в эту площадку на берегу Енисея прямо перед плотиной. Ничего эпохального, конечно, я увидеть не смог.
На обратном пути пришлось трижды клеиться. 24 заплатки давно кончились, режу на заплатки старую камеру с оторванным соском.
Неплохие виды парящего после дождя Енисея.
Пересекаю Енисей по Майнской ГЭС и оказываюсь в деревне Сизая. Здесь живет мужичок, мой тезка Николай Шемелин, с которым я познакомился на нынешнем общесибирском Велопервомае. Он тоже путешествует на велосипеде, в основном в одиночку. Заскакиваю к нему на полчасика. Николай оказался еще и интересным художником, со своим неповторимым стилем.
Дорога до Шушенского – хороший асфальт со спусками и подъемами. Пейзаж плавно меняется. Горы кончаются, а вдоль дороги тянутся сосновые боры.
По Шушенскому накатал 13 километров. Поразило, что у каждого магазинчика есть велопарковки. В историко-этнографический музей не попал, ибо – суббота, поздний вечер. И небо имеет мрачно-торжественный вид.
За Шушенским, недалеко от развилки Казанцево – Кызыл усмотрел симпатичный соснячок, в него и забурился. Наелся, воткнул в уши Рэя Чарльза и уснул.
16.06.2013. Пробег 83 км.
Ну, все. Больше писать нечего. Просквозил 83 км.
Странно, что ничего не проколол. И вот я на вокзале Абакана, купил билет и в запасе у меня полдня. Еду на берег Енисея, на северную оконечность города Абакана. Отдыхающего народа полно. Повалялся на берегу. Помыл все, что успело запылиться.
Поколесил по столице Хакасии. На Абаканском вокзале я был много раз, а самого города Абакана никогда не видел. И вот увидел, намного более уютный и ухоженный по сравнению с Новокузнецком городок. В Абакане множество парков и скверов с малыми скульптурными формами. Есть, где посидеть, задумчиво посмотреть на фонтаны или просто тупо на симпатичных хакасских девушек.
Небольшое путешествие окончено, но, к сожалению, точку стыка Внешнего Мира с Внутренним я на этот раз проскочил или просто не доехал, в самадхи не попал, Святаго Духа не стяжал, нирвана обошла стороной. Серьезнее надо готовиться к походу, уж если пошел в магазин за покрышками, так покупай, невзирая на протектор. Нирвана – она тоже оказывается на материальной базе основана.
P.S. По приезду домой все проколы закончились в одночасье сами собой. Вот такая эзотерика.
Николай Белых